Tuesday, August 31, 2010

Хазин: зачем западным банкам понадобились юани


Ведущие мировые банки запустили рекламные кампании, направленные на стимулирование использования национальной китайской валюты (юаней) крупными компаниями при совершении торговых операций с Китаем вместо доллара.

Ниже есть продолжение.


Крупнейший в Европе банк HSBC, который недавно переместил место базирования своего главного исполнительно директора из Лондона в Гонконг, а также британский Standard Chartered предлагают скидки по комиссионным платежам и другие финансовые послабления тем компаниям, которые переходят на торговые расчеты в китайской национальной валюте.

«Теперь мы можем предложить клиентам операции с юанем во многих частях света,— говорит глава отдела по операциям с валютой в Китае и сопредельных странах банка HSBC Крис Льюис.— Все другие крупные международные банки очень стремятся сделать то же самое».

HSBC и Standard Chartered входят в число крупнейших мировых банков, включая Citigroup и JPMorgan, которые проводят рекламные кампании в Азии, Европе и США, пытаясь убедить компании активнее использовать юань. При этом намерения банков находятся в полном соответствии с приоритетными направлениями валютной политики Китая и могут позволить банкам занять выгодное положение на новом, быстро развивающемся сегменте валютного рынка.

С точки зрения Пекина все понятно – масштаб экономики Китая категорически требует делать юань международной валютой, ну или хотя бы на первом этапе свободно конвертируемой. Ведь по итогам 2009 года внешнеторговый оборот Китая составил 2,8 триллиона долларов, при этом подавляющее большинство сделок было закрыто в долларах и евро. В министерстве торговли КНР прогнозируют, что оборот внешней торговли страны вырастет к 2020 году до 5,3 триллиона долларов.

Отметим, что Китай начал работу в этом направлении не сегодня: банки стали проводить расчеты в юанях в середине 2009 года, когда Китай принял программу либерализации валютного рынка, разрешив компаниям использовать юань для торговых операций за пределами страны. При этом объем проводимых в юанях расчетов заметно вырос за последние несколько месяцев: объем трансграничных торговых операций, оплата по которым была осуществлена в юанях, составил по итогам первой половины текущего года 70,6 миллиарда юаней (10 миллиардов долларов), что почти в 20 раз больше показателя за аналогичный период прошлого года.

Так что, в чем интерес Китая — понятно. А вот банкам-то это зачем, это же не китайские банки, а западные! Разумеется, точного ответа на этот вопрос я не знаю, да и не исключено, что его просто не существует, поскольку причин может быть много. Но одно соображение у меня есть, и я его здесь изложу.

Спецификой работы крупнейших банкой мира было то, что они получали посреднические проценты на мировых финансовых рынках. Здесь взяли под 3,4%, там получили 3,5% — и на этом и жили. Но финансовый кризис подкосил их возможности, сегодня фактически единственный для них источник дохода (единственный – не в смысле, что совсем один, а в смысле, что только он обеспечивает необходимый для организации их масштаба и привычек доход) – эмиссия центральных банков, Федеральной резервной системы в первую очередь. Но этот источник грозит вот-вот обмелеть. И что тогда? Банкротиться? Очень не хочется.

И вот тут обнаруживается, что есть один потенциальный источник прибыли, который не только достаточно большой, но и в некотором смысле уникальный, поскольку не зависит от кризиса. Этот источник – рост курсовой стоимости юаня. Да, мировая экономика будет падать, да, везде кризис, но юань все равно станет стоить дороже относительно доллара и евро, чем сегодня. И тот, у кого эти юани будут, получит с этого серьезный доход.

Разумеется, тут есть проблемы. Во-первых, все-таки этот доход во многом будет в руках Китая, и начать играть в эту игру означает де-факто сунуть голову в пасть крокодила. Во-вторых, переходить на юани – это значит отказываться от долларов и евро, то есть существенно ухудшить отношения с ФРС и ЕС. В-третьих, это значит существенно изменить геоэкономическую, а значит со временем и геополитическую карту мира.

Некоторые эксперты объясняли мне, что это невозможно, поскольку идеологи «Западного» глобального проекта достаточно жестко отслеживают ситуацию и не пойдут на такой риск. Я же объяснял, что нажива – это базовая цель «Западного» проекта, и она списывает все. Сегодня стало понятно, что в этом месте я оказался прав, и банки ради прибыли готовы на все, в том числе и сдать все свои принципы и идеи.

Разумеется, будет много людей, которые начнут объяснять, что на самом деле «все под контролем», что Китай уже ассоциировался в «Западный» проект и так далее и тому подобное. Я в это не верю: у Китая есть своя, китайская элита, и они сколько угодно могут строить капитализм, но это будет ИХ капитализм, западные элиты им не указ.

Ну и другой вывод: роль доллара в ближайшие годы будет существенно сокращаться. Мы об этом писали еще 10 лет назад – тем приятнее видеть, как столь долгосрочный прогноз неукоснительно выполняется.

http://fintimes.km.ru/valyutnyi-rynok/yuan/12627

No comments:

Post a Comment