Saturday, January 28, 2012

Вопрос о смысле жизни – это вопрос сытого человека.

Сокращено. Форматирование моё.


Начать дискуссию о смысле жизни – определённая смелость...вопрос этот относится к разряду неприличных в современном мире, не знающем никаких неприличий. Говорить о смысле жизни сегодня допускается либо в юмористическом, либо в психиатрическом ключе. А нормальный, здоровый, дееспособный, а паче того – успешный человек – такими вопросами не задаётся. Можно говорить о сексе – настолько можно, что даже скучно, можно о предпочтительной форме седалища – это сколько угодно. А о смысле жизни – ни-ни. Такова молчаливая конвенция современной цивилизации.

Вопрос о смысле жизни необычайно обострился для современного человека. При этом ему «нечем кричать и разговаривать»: всерьёз об этом говорить не принято. А раз не принято говорить - человек не осознаёт своей проблемы, не умеет её обозначить и сформулировать. Он даже и не понимает, в чём состоит его душевное неустройство

В общем, сегодня вопрос цели жизни – это вопрос либо лузеров, либо психов. Почему же он обострился и почему его не принято обсуждать «в хорошем обществе»?


Ниже есть продолжение.


...Почему вопрос цели жизни обострился именно в наши дни? Это довольно понятно. Вопрос о смысле жизни – это вопрос сытого человека. Человек голодный, занятый трудной борьбой за выживание, не задаёт этого вопроса... когда под сомнением физическое существование – другие вопросы отступают... сегодня он крайне обострился - обострился ввиду сытости. Обострился во всех странах, достигших массовой обеспеченности и базового довольства простых людей.

В развитых странах это произошло примерно в 60-х годах ХХ века. И тут же повалили проблемы. Люди массовым порядком почувствовали себя несчастными. У них появился житейский комфорт, стало больше свободного времени – живи вроде и радуйся. Но радости как-то не получилось. Именно тогда в обиход западного общества вошли наркотики – с чего бы вдруг? Зачем человеку, живущему в ладу с собой и миром, чья жизнь осмысленна, – искусственное счастье? Значит это только одно: отсутствие счастья естественного. И то сказать, какое счастье, когда жизнь бессмысленна? Хиппи, дети-цветы и все их дальнейшие клоны задавали вполне законный вопрос: зачем? Зачем добиваться буржуазного успеха, делать карьеру, «интегрироваться в систему», как они выражались?..

Сытость настигла простого человека, прямо сказать, в неподходящий момент. От традиционных религий он к этому времени практически совсем отпал, а новой религии не нашёл. В коммунистической квази-религии тоже к тому времени массово разочаровались.

Проницательные люди ещё в позапрошлом веке предрекали это обострение.
Достоевский в «Подростке» пророчил: наестся человек и спросит: «А дальше что?». Смысл жизни ему подавай.

...Вопрос этот был перехвачен. Перехвачен глобальным бизнесом, который нашёл ответ на все недоумения. Глобальный бизнес создал и успешно внедрил в сознание растерянного человека религию радикального гедонизма. Правильнее, наверное, назвать её идеологией: помесь философии с религией, предназначенная для массового употребления. В настоящее время это является современной практической религией. Её символ веры: «Бери от жизни всё».

Вероучение радикального гедонизма даёт ясный, полный и недвусмысленный ответ на вопрос о цели человеческого существования. Цель – получить как можно больше усладительных впечатлений. Непрерывно наслаждаться – не только право, но и обязанность современного человека.

Традиционные религии только и знали, что «грузили» человека долгами и обязанностями. По заветам новой религии, кроме обязанности наслаждаться у человека нет никаких обязанностей, ему списаны все долги. Принимая любое решение, он должен задать себе один-единственный вопрос: «Это меня радует?» И тут же начинать напряжённо вглядеться-вслушаться в себя: так радует или не радует?

Жизнь полная скучных обязанностей, будничных необходимостей и стеснительных ограничений, какая она была совсем недавно, вдруг превратилась в сияющий карнавал новых возможностей и впечатлений. Хочу выхожу замуж, а хочу и нет. Хочу рожаю детей и вожусь с сопливыми, а хочу – стану чайлд-фри. Хочу учусь, потому что мне это по приколу – хочу не учусь, потому что я демотивировалась. Хочу работаю – а хочу сижу на «социале».

Разумеется, глобальный бизнес действовал строго в своих интересах. Он сам попал в затруднительное положение, из которого, надо признать, с блеском, вывернулся.

Затруднение... состояло вот в чём.

В этот самый период было исчерпано пространство для экспансии. А бизнес не может жить без расширения – это имманентное свойство капитализма
. А куда расширяться? Нормальные, разумные потребности людей были в основном удовлетворены, их платежеспособный спрос исчерпан. Рынки сбыта могли расти только с ростом населения, которое в этот период как назло почти перестало расти.

И капитализм нашёл пространство для экспансии не за морем, не на Луне.

Он нашёл его в душах людей.

Бизнес уже не просто удовлетворял потребности, как это было всегда – он активно создавал их, чтобы затем триумфально удовлетворить. Именно в этот период поднял голову маркетинг – учение о том, как впарить ненужное и излишнее. Почему маркетинга не было, положим, в 19-м веке? Потому что тогда удовлетворялись истинные потребности, а теперь стали удовлетворяться ложные. Маркетологи гордятся: мы не удовлетворяем потребности – мы создаём их. Так оно и есть. Сотовые операторы создали потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтические корпорации – непрерывно глотать таблетки, производители одежды – менять её каждый сезон. Моя тренерша в фитнес центре с восхищением рассказывала о своей чрезвычайно успешной клиентке: та строго ежедневно покупает новую кофточку. Вряд ли бедную жертву массовой культуры это сильно развлекает, но религия на то и религия, чтобы её предписаниям следовали, не рассуждая: надо – значит надо.

Известный философ А.Зиновьев верно сказал, что идеал человека потребительского общества - это труба, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку. Во в этом и состоит цель жизни человека согласно современной обиходной философии. А нужно это современному капитализму, производящему все эти горы барахла, которые надо куда-то девать.

... При этом спрашивать о цели жизни, о какой-то глобальной и всеобщей цели жизни – нельзя, неприлично. Нету никакой цели. Цель жизни – сама жизнь, - учит современная расхожая философия. Следует смаковать каждое мгновение, не забывая окружать себя милыми пустяками – или не пустяками, у кого на что денег хватит. В любом случае следует придавать самодовлеющее значение всему, что тебя окружает. Совсем не безразлично, какой ручкой писать, в какой подгузник писать, в какой кастрюле варить суп, в каком ведре выносить мусор. То, что в прошлых поколениях было неважным пустяком (моя бабушка говорила, что о бытовых пустяках много думают только те, кому больше подумать не о чем), так вот вдруг эти самые пустяки превратились в важное и главное. И по-другому быть не может, если целью жизни является сама жизнь.

Конечно, тут присутствует логическая нелепость: как может быть целью чего-то - оно самое? Но кто сегодня обращает внимание на такие пустяки: у нас же не средневековая схоластическая дискуссия, в конце концов.

Жить надлежит в отрезке сегодняшнего дня, - учит современная жизненная философия. Всё несчастья от того, что некоторые неправильные граждане живут в прошлом или в будущем, а надо – строго в настоящем. Называется эта мудрость «жить здесь и сейчас».

Получила необычайное распространение фраза из «Унесённых ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Это правильно: всё неприятное надо откладывать на завтра, а сегодня порадовать себя… ну хоть шоколадкой. Кстати, я как-то встретила брошюрку, излагающую современную житейскую философию; она так и называлась «Шоколадка для души».

...Философия радикального гедонизма лишает людей будущего, отнимая заодно и прошлое. Жить предписывается «в отрезке сегодняшнего дня», не размышляя о будущем и не жалея о прошлом. Того и другого как бы нет. А вот курсы и тренинги, где обучают такому именно жизнеощущению, напротив, есть, и в немалом, притом возрастающем, числе.

Автор...рассказывает об исследовании сочинений школьников, которое показало, что дети не видят будущего. Это свидетельствует о том, что они вполне усвоили современную философию: живи сегодня. Зачем им заморачиваться каким-то там прошлым... или перегружать голову, размышляя о неведомом будущем, когда на свете есть столько важного, нужного и прикольного: новые тарифные планы, ошеломляющие скидки, подарки от фирм, горящие путёвки в экзотические страны.

Такое жизнеощущение требуется глобальному бизнесу. Такой человек ему нужен для его гешефтов. И именно он, глобальный бизнес, что бы там ни лепетали про гражданское общество и общественное мнение, является заказчиком образования, воспитания, СМИ.

Именно по его заказу масскульт, СМИ и наробраз общими усилиями построили тот виртуальный остров дураков, на котором мы все сегодня дружно проживаем. (Если кто не помнит, это из «Незнайки на Луне»: там был остров, куда свозили бродяг, которых там непрерывно развлекали и услаждали, и постепенно они превращались в баранчиков для стрижки. Мне кажется, в этой сатире Носов поднялся до свифтовской высоты). Всё ровно так и происходит в нашей жизни. Министр Фурсенко в неизбывной простоте своей проболтался: целью образования является воспитание грамотных потребителей. Вот и я о том же.

И философской основой этого образования и воспитания является философия радикального гедонизма. Ну, примерно как в старые годы марксизм-ленинизм для советской школы.

...Говорить о каком-то общем смысле жизни, едином для всех, сегодня нельзя. Неприлично, нетактично, неполиткорректно. Что значит: единый для всех? У нас плюрализм и толерантность...

Принято считать, что у каждого своя цель жизни, каждая цель достойна и почётна, оценивать эти цели нельзя, это покушение на свободу. Художник из «Дома с мезонином» говорил: «Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и мы все, сообща, миром искали бы правды и смысла жизни, и – я уверен в этом – правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего, страха смерти, и даже от самой смерти».

Вот этого глобальному бизнесу не нужно! Каждый должен быть сам по себе. Тогда с ним легче управляться. Вот почему насаждается философия предельного индивидуализма и эгоизма. Ты – один на свете такой прекрасный, ты – яркая индивидуальность, люби себя таким, как ты есть. Да за такие слова – что угодно купишь! Так формируются стада неотличимых друг от друга ярких индивидуальностей, для которых шопинг – лучший допинг. Эгоист – это уже не ругательство, как было когда-то – это высшая похвала. Журнал даже такой выпускался, так и назывался - «Эгоист» – для гламурных и продвинутых; может, и сейчас есть.

То, что сегодня объявляется целями жизней, свободно выбранных вот этими самыми яркими индивидуальностями – это на самом деле задачи жизни. Это вовсе не цель жизни, а её средства. Деньги зарабатывать надо, но считать заработок денег, даже очень больших, целью жизни может только тот, кто больших денег сроду в руках не держал. (Впрочем, чтобы это понять, их надо заработать).

Должен быть единый смысл жизни. Он всегда религиозный. Иного быть не может. Потому что нерелигиозный смысл – это не смысл жизни, а её текущие задачи. Не может быть смыслом жизни опрятное подметание улиц или бесперебойное снабжение клиентов свежими овощами. Это вроде миссии, которые сегодня сочиняют фирмы. Написала и подумалось, что эти дурацкие миссии – это тоже суррогат смысла жизни, попытка заткнуть духовную пустоту современного человека. Вот и получается цель – доброкачественное обслуживание клиентов услугами химчистки. Всё это надо делать! И делать хорошо. Это не смысл, это задачи жизни, и их надо научиться правильно решать. Практично и решительно.

Я совершенно не считаю задачи жизни не достойными внимания и интереса. Напротив, их надо уметь ставить и решать – на всех уровнях: от семьи до государства. И не размазывать, не превращать вполне конкретную практическую задачу во что-то вечное и нерешаемое, вроде обломовского плана перестройки имения или нашей реформы ЖКХ.

Критерий отличия цели и задачи чрезвычайно прост. Задача отвечает на вопрос: что и как? А цель отвечает на вопрос: зачем? Задачи, сколь бы велики они ни были, относятся к средствам жизни, а не к цели. Цель обращена к вечности. А задачи, наоборот, надо научиться ставить и конструктивно решать в разумные сроки, не размазывая по-обломовски на годы и годы.

Но вот что интересно. Ставить задачи в отсутствии Цели – очень трудно. Всё оказывается равным всему. Никакой вектор движения не предпочтителен. Собственно, сегодня так и есть. Вот говорят: «Он – успешный». А в чём он преуспел? Это неважно. Главное, что он продвинулся в своём направлении. И это логически совершенно правильное рассуждение. Если нет цели – каждое направление равноценно. Успешная многодетная мать равна успешной кокетке, успешный учёный – успешному биржевому маклеру, замечательный писатель – изготовителю глазной жвачки...

...Сегодня маленький человек, брошенный и беззащитный на ветру жизни, манипулируется глобальным бизнесом.
Его пытаются превратить в клиента песочницы, в 6-летнего ребёнка. Ребёнку смысл не нужен, у него есть естественный запас счастья: есть мама, папа, прилетела синичка, купили мороженое.

Современные люди – брошенные дети. Выгнанные на улицу. Беспризорники... Их выгнали на улицу и сказали: «Делай что хочешь и думай, что в голову взбредёт». Первое называется либерализм, а второе – плюрализм. Кем может стать 12-летний ребёнок выгнанный на улицу? В качестве дивного исключения – может процвесть. Но в типичном, среднем случае стать уличным воришкой, малолетней проституткой. А что он может надумать? А вот то и может, что составляет в настоящее время обиходную философию: Наслаждайся! Бери от жизни всё!

Вот они и берут…

http://domestic-lynx.livejournal.com/56010.html

No comments:

Post a Comment