Wednesday, August 10, 2016

Не та олимпиада

Заметка полностью. Форматирование не сохранено.

Леонид Радзиховский

Сейчас, когда все благонамеренные зрители болеют за российскую команду на Олимпиаде, попытаюсь на 5 минут остудить читателей – переключить их на совсем другую Олимпиаду.

Там пока еще нет (не придумали!) допингов, не надо подменять ничью мочу и ни разу никого не сняли с соревнований.

Сами же соревнования совершенно не зрелищные, для картинки показать абсолютно нечего – люди не борются друг с другом, вообще ничего «телом не делают». Сплошные «приключения духа». Тем не менее, это довольно важные соревнования, так что даже не легко понять, какая Олимпиада важнее – если иметь в виду не только развлечения, но и другие заботы человечества.

Речь идет про Международные математические олимпиады (ММО). Это тоже может быть предметом национального тщеславия. От обычных людей обе олимпиады равноудалены – все мы иногда куда-то бегаем, а иногда зачем-то что-то считаем. Так что оба жанра нам не чужды, а до рекордов одинаково далеко.

В Рио проходит 28 летняя Олимпиада (они, как известно, идут с 1896 г., с перерывами на мировые войны), будет 207 команд (одна – «сборная беженцев»). Точное число участников неизвестно, но это десятки тысяч. Всего на 27 летних и 22 зимних Олимпиадах было свыше 120 тысяч спортсменов.

В Гонконге 6-16 июля проходила 57-я ММО, 109 стран, 602 участника (в норме каждая страна выставляет 6 человек, а на олимпиаде предлагается 6 задач, каждая оценивается в 7 баллов).

Смысл Олимпийских игр очевиден – зрелище. Игры самоценны – они и есть спорт, в самом высшем его проявлении (ну, плюс еще чемпионаты по отдельным видам, от футбола до тенниса).

Смысл ММО куда скромнее. Это – не математика, там не решают собственно научные проблемы. Это – подготовка к математике. Что-то вроде «юношеских сборных» в спорте. Но если в большой спорт практически невозможно попасть, минуя юношескую сборную, то в математике сплошь да рядом встречаются ученые, никогда не бывшие на олимпиадах (во всяком случае международных).

Ниже есть продолжение.

Итак, ММО идут ежегодно, начиная с 1959 г. (почему-то ее не было только в 1980 г.). Это можно считать вкладом коммунистов в мировую цивилизацию: до 1967 это вообще были «игры СЭВ». В первой олимпиаде (проходила она в Румынии, в г.Брашов) участвовали 7 стран – перечисляю соответственно призовым местам: Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария, Польша, СССР, ГДР. Сущая загадка – как мог СССР оказаться в этой компании на предпоследнем месте? Дело даже не в том, что как говорится, было из кого выбирать – в Москве и Ленинграде школьников, наверное, было не меньше, чем во всей Болгарии или Венгрии… Но кроме того, именно отбор математически одаренных детей (как и вообще школьное математическое образование) был поставлен в СССР образцово, был и громадный опыт школьных олимпиад (например, в Москве олимпиады проводились с 1935 г. – могу, конечно, ошибаться, но думаю, что в этом мы были чуть ли не первыми в мире). Занимались этим делом поистине великие советские математики – прежде всего академики Колмогоров и Гельфанд. Так что чем объяснить такую конфузию – не знаю. Возможно тем, что готовилась олимпиада не в СССР, наши узнали в последнюю очередь, не сумели подобрать сильную команду? Косвенное подтверждение – тот факт, что в 1960 и 1961 СССР на этих олимпиадах не было, а вот с 1962 регулярно участвовал каждый год (кроме почему-то 1978 г.) и уже совсем на другом уровне!

С 1962 и до своего распада СССР участвовал в 28 олимпиадах, 14 раз занимал 1 место, 7 раз – второе, 3 раза – третье, 2 раза – четвертое, 1 раз – шестое и 1 раз – девятое (!Провал 1981 г.).

Ну, а в 1991 советская команда последний раз ударила молотом по серпу – блестяще выиграла 1 место. Четыре из шести участников получили золотые медали, да какие! 100% попадание, решили 6 задач из 6 возможных. Михаил Темкин – ныне Иерусалимский университет, Александр Перлин – Массачусетский технологический, Андрис Амбайнис — Латвийский университет в Риге и Евгения Малинникова – Норвежский университет естественных и технических наук (Тронхейм). Кстати, насколько я могу судить, ни этих серьезных ученных (сейчас им по 42 года в среднем – для математика более чем зрелый возраст) не добился каких-то особенно престижных профессиональных наград – похоже та золотая медаль на всю жизнь стала высшим достижением. Более чем типично для победителей олимпиад. Хотя бывает конечно и совсем иначе – о чем ниже.

С 1992 на сцену выходит Россия. Тут уж пошла музыка не та… За 25 лет после «величайшей геополитической катастрофы» результаты, понятно, отличаются от СССР. 2 раза – первое место, 6 раз – второе, 5 раз – третье, 7 раз – четвертое, 1 раз – пятое, 2 раза – шестое, и по 1 разу – седьмое и восьмое место… Другая кривая распределения призов. Причины стабильного снижения понятны – ушли республики (правда их вклад в команду был невелик), эмиграция из России большого числа интеллигентских и научных семей, особенно еврейских, некоторое общее ослабление школьной системы отбора талантливых детей (хотя она была так крепко сколочена, что, в общем, не рухнула), в стране упал общий интерес к науке, а, с другой стороны — усиление мировой конкуренции. С 1991 по 2016 число стран-участниц выросло в 2 раза и хотя новички в основном плетутся в хвосте, но Тайвань — сильные результаты, а Корея в последние годы просто уверенно обходит Россию. Неровные, но часто высокие (в первой десятке) результаты у КНДР, у Сингапура.

Но интересно другое. РФ, как раньше СССР, все эти годы показывает самые лучшие результаты из всех европейских команд (больше того, как будет показано ниже – из всех «белых команд»). Причем с большим отрывом от других. Вот, например, Франция – страна Ферма, Галуа, Пуанкаре, да и сегодня – одна из трех-четырех великих математических держав мира… Участвует в ММО с 1967 г. Высший результат за все это время – 5 место в 1990 г. А так все больше – 25-е да 30-е… Англия (тоже участвует с 1967 г.) один раз каким-то чудом добралась до 2 места, а так тоже все в третьем десятке. Германия участвует с 1977 (еще как ФРГ). Два раза, действительно, была первой и два раза второй, а в общем – 19 место, 27 место… Но поразительно, что ГДР – где наука была очевидно несравнимо слабее чем в ФРГ – до самого своего конца (1990 год) стабильно занимала 4-7 места. Причем не только в начале, когда это было «социалистическое мероприятие», но и в течение всех 80-х годов, когда в ММО участвовали уже все крупные страны. И это довольно типично. Страны Восточной Европы показывали на ММО настолько же более высокие результаты по сравнению с странами Западной Европы, насколько их «взрослая математика» была слабее западноевропейской. Постепенное снижение итогов на ММО у той же Венгрии, Румынии началось после их вступления в ЕС. Хотя и до сих пор они показывают командные итоги лучше главных стран ЕС.

В чем тут фокус? Школьное образование «при социализме» было поставлено лучше? Отбор четче? Дисциплина в школах жестче? Но почему-то в экономике ничем этим похвастаться данные страны не могли – ни при социализме, ни при капитализме.

Но как не объясняй – факт остается. Чем ниже «школьная демократия» — тем выше олимпиадные показатели.

С учетом сказанного, думаю, все уже поняли, кто является абсолютным чемпионом сейчас. Вы угадали – естественно, Китай.

КНР пришла на ММО сравнительно поздно – в 1985. И выступила первый раз не блестяще – 32 место. Но тут же старшие товарищи сказали – «надо» и школьники ответили «есть». С 1986 года КНР участвует в 30 Олимпиадах. 19 раз – первое место! 7 раз – второе. Ну и 4 раза – «ниже второго». Ошибка измерения…

Но и это далеко не все. С 1974 г. в ММО участвует США. Всего они были на 41 ММО. Результаты довольно сильные (6 раз – на первом месте, а в остальном – как правило второе-третье, не ниже пятого. Один раз упали на 11-е место). Кстати, этим США опровергают выведенный выше «закон» об обратной зависимости между школьной дисциплиной и успехами в Олимпиадах. (Правда, США, с их поистине гигантскими – качественно бОльшими чем у любой другой страны возможностями – в деньгах, в «притоке мозгов» и т.д. вообще плохо вписываются в любые общие схемы). Так вот, если вначале американские команды были «белые» (англосаксы и евреи), то начиная с 2000 г. из 6 членов команды от 2 до 4 – китайцы, да еще обычно 1-2 индуса (при том, что собственно индийская сборная показывает достаточно слабые результаты). Для полноты картины – и в британской команде последних 5-6 лет все время по 2 китайца, 1 индус (или перс). Ну и я уж не говорю про Австралию, где стабильно 3-4 игрока из 6 – китайцы (включая великого Теренса Тао, который в 13 лет, в 1988 взял золото на ММО в Канберре, а сейчас профессор Калифорнийского университета Т. Тао – по экспертным оценкам самый выдающийся математик мира в среднем поколении). Практически полностью из китайцев состоят в 2000-е годы сборные Канады. При этом доля китайцев в населении США — 1,2% , Канады – 2,6%, Австралии – 3,4%.

Это типично вообще для американской науки (в меньшей степени для европейской). Я не знаю статистики (не уверен, что она есть – «неполиткорректно»), но все в один голос уверяют – основание научной пирамиды западных стран в огромной мере составляют китайцы (20-40%). Чем выше – тем их процент меньше, среди ученых самого высшего («нобелевского») ранга на Западе это около 5% (что в разы больше доли в населении. Кстати, в самом Китае ученых такого ранга вообще практически нет). Но вероятно и это будет постепенно меняться – все-таки огромное большинство китайских ученых – люди очень молодые. Влияют ли этнические особенности на характер точных наук – вопрос столь же интересный, сколь неопределенный и некорректный. Во всяком случае, выходит за пределы этой заметки.

Ну, хорошо.

А каковы все же «практические результаты» этих олимпиад?

Всего в базе данных ММО (университет Любляны) содержатся сведения о 16.829 участниках. Конечно, было бы интересно сравнить два множества – этих самых 16.829 и, допустим, полных профессоров математики в университетах стран-участниц за последние 50 лет, описать их пересечения. Но диссертация по наукометрии требует немного больших усилий, чем я могу потратить на одну заметку.

Выбрал лишь верхушку айсберга, помня, что наука все-таки товар штучный, а 100 мышей одного кота не заменят. А из 100 нулей тем более 1 не сложишь – эта задача никакому чемпиону олимпиад не под силу.

Здесь и видна ограниченность и полезность ММО.

Ограниченность – т.к. сами олимпиады, с их задачами, никак не являются «вкладом в науку», то собственно командные результаты, о которых выше говорилось, большого значения не имеют. Один выдающийся участник в слабой команде может потом принести науке гораздо большую пользу, чем великолепная команда, занявшая 1 место… с ним навсегда и оставшаяся.

Полезность – для произрастания науки нужна соответствующая атмосфера, «Солнечный свет знаний» в обществе – и в школе, и в высшей школе и в научных институтах. ММО – один из лучиков. Хоть и далеко не главный.


Поэтому в некоторых странах – сильные научные школы и успехи на ММО (США, СССР), в других – слабые командные успехи, но сильная наука (Западная Европа), в третьих – успехи на ММО не совпадают (пока что?) с большой наукой (КНР, Корея).

Обратимся к фактам.

В математике есть две высшие международные премии, аналог Нобелевских (которые по известному капризу Нобеля почему-то математикам не присуждают). Премия Абеля и медаль Филдса. Но премию Абеля дают за достижения всей жизни, ее лауреаты – люди немолодые, так что по возрасту участвовать в олимпиадах не могли бы (кстати, среди 16 лауреатов премии Абеля двое бывших советских – академик РАН Синай, профессор Принстона и иностранный член РАН Громов, гражданин Франции, работает в Институте высших научных исследований в пригороде Парижа).

А вот Филдса присуждают ученым моложе 35 лет раз в 4 года на Международных математических конгрессах. Так что лауреаты начиная с 1978 года по возрасту вполне могли участвовать в олимпиадах. Всего таких ученых 37. Так вот 9 из них получили золотые медали международных олимпиад (включая, понятно, упомянутого Теренса Тао), двое – серебряные, один – бронзовую, двое были участниками, не заработавшими премию. 23 филдсовских математика на Олимпиадах (во всяком случае международных) не были.

Мне кажется, что это – довольно показательные цифры. Больше трети будущих крупных ученых участвовало в ММО. Особенно характерно, что если уж «филдсовский математик» попадет на ММО, то огребет, скорее всего, золотую медаль (64%), а вообще без медали остались всего 14%. То есть все-таки настоящие творческие способности как-то релевантны задачам, которые дают на ММО.

С другой стороны, из 1.133 золотых медалистов только 9 (0,7%!) стали выдающимися математиками. И если даже несколько расширить «филдсовский круг» то получится не больше 1-1,5-2%. Вот такой КПД. «Большой» он или «маленький» — не знаю, сравнить не с чем.

Ну, и на сладкое – плач Ярославны о «нашей математике».

Ученые из СССР — РФ получили 9 Филдсовских премий. Один из лауреатов, академик РАН Новиков, по возрасту в ММО участвовать не мог. Из тех, кто мог, участвовали: Смирнов, профессор Женевского университета (золотая медаль), знаменитый Перельман, ныне живущий в Швеции (золотая медаль), Дринфельд, профессор Чикагского университета (золотая медаль), Маргулис, Йельский университет (серебряная медаль). Не участвовали: Окуньков, Колумбийский университет, Концевич, Институт высших научных исследований во Франции (самый титулованный из «бывших российских» математиков), Воеводский, Институт высших исследований в Принстоне, Зельманов, Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Постоянную работу в России имеет только Смирнов – выиграл мега-грант и руководит исследовательской лабораторией Чебышева при Петербургском университете.

https://um.plus/2016/08/04/ne-ta-olimpiada/

No comments:

Post a Comment