Thursday, December 22, 2016

Книга Дварим и религиозное возрождение во времена царя Йошияhу (621 г. до н. э.)

Отрывок

Царь Йошияhу был внуком царя Менаше, который на протяжении первой половины своего правления (всего он правил 55 лет) усиленно насаждал идолопоклонство по всей Иудее. Его правление было самым продолжительным из всех и имело самые тяжелые последствия для развития культуры и духовной жизни народа. Менаше ненавидел веру отцов. Никому до него не удавалось довести жителей Иудеи до такого состояния, когда кажется, что Тора вот-вот будет утрачена народом, и никто, кроме него не смог утвердить в Иудее поклонение идолам. Он не остановился и перед осквернением Храма: жертвенник был лишен своей святости, Ковчег завета был вынесен из Святая Святых и по всей стране были возведены капища для служения самым разным идолам. Годы правления Менаше стали эпохой террора для всех тех, кто остался верен союзу со Всевышним и не оставил святую Тору и ее законы. Всякий, кто пытался остановить волну язычества, все с большей силой захлестывавшую страну, подвергался жестокой расправе. "Менаше залил невинной кровью весь Иерусалим от края и до края", - провозгласил автор книги Млахим. Иосиф Флавий, описывая этот период еврейской истории, говорит, что не проходило и дня, чтобы не был казнен кто-либо из пророков или их учеников. Талмуд раскрывает, что сам пророк Йешаяhу, доводившийся царю Менаше дедом (он был отцом матери Менаше), был убит беспощадным тираном.


Ниже есть продолжение.

Нет ничего удивительного в том, что когда Йошияhу через два года после смерти Менаше, державшего всю страну в страхе на протяжении многих лет, взошел на престол, большинство населения не было знакомо с содержанием свитка Торы, а многие, возможно, никогда не видели его. Йошияhу был привержен идеям иудаизма и видел свою задачу в том, чтобы восстановить разрушенное духовное наследие сынов Израиля и возобновить жизнь по законам Торы на территории подвластного ему государства. Такая смена идеологического курса не могла произойти без опоры на те авторитеты в области закона, которые утратили при Менаше свое влияние, но сохранили себя. Они должны были занять ключевые места при дворе и основные государственные посты. У некоторых групп населения отвращение царя к доктринам, доминировавшим в Иудее на протяжении двух поколений, и его желание вернуться к традиционным формам и законам правления вызвало глубокое понимание. Возвращение к традиции оказалось более естественным для народа, чем продолжение жизни в отрыве от нее. Неудивительно, что, упрочив свою власть и завершив основные преобразования уклада жизни государства, царь решил отремонтировать Храм, который долгие годы не подвергался капитальному ремонту из-за того пренебрежения к народной святыне, которое проявилось в годы правления Менаше. Это произошло на 18-ом году царствования Йошияhу. И было: в восемнадцатый год [царствования] царя Йошияhу послал царь Шафана, сына Ацальяhу, сына Мешулама, писца, в дом Бога, сказав: "Взойди к Хилькияhу, первосвященнику, пусть он пересчитает все деньги, принесенные в дом Бога, которые собрали у народа те, что стоят на страже у входа в [Храм]..." (Млахим II, 22:3,4). Далее описывается начало ремонтных работ в Храме. Во время произведения ремонтных работ в одном из многочисленных служебных помещений, расположенных по углам двора и в стенах самого Храма, был обнаружен свиток, который книга Млахим II называет "Книгой закона". Первосвященник Хилькияhу передал эту находку царю через посланника. И сказал Хилькияhу, первосвященник, Шафану, писцу: "Книгу Торы нашел я в доме Бога". И подал Хилькияhу книгу Шафану, и тот читал ее. И пришел Шафан, писец, к царю... И сказал Шафан, писец, царю так: "Книгу дал мне Хилькияhу, священник". И читал ее Шафан царю. И было, когда услышал царь слова книги Торы, то разорвал он одежды свои. И повелел царь... "Пойдите вопросите Бога обо мне, и о народе, и обо всей Иудее, о словах этой найденной книги, ибо велик гнев Бога, который воспылал на нас за то, что не приняли отцы наши слов этой книги, чтобы поступать так, как предписано нам" (Млахим II, 22:8-13).

Этот отрывок обязывает поставить следующие вопросы:
(а) Что названо "Книгой закона"?
Подавляющее большинство еврейских авторитетов Торы и комментаторов считает, что речь идет о книге Дварим. Некоторые из них придерживаются мнения, что слова Хилькияhу "Книгу Торы нашел я" относятся к свитку Торы, написанному рукой Моше. Это подтверждается выражением, использованным при описании найденного свитка в книге Диврей hаямим II (34:14), где сказано, что запись букв на пергаменте сделана "рукой Моше". Если принять эту версию, то становится понятным то впечатление, которая произвела эта находка на царя и его приближенных.

Нет ничего удивительного, что свиток был найден во время ремонта Храма, т.к. в странах Древнего Востока священные книги и записи законов хранились в Храмах. Навиль, известный египтолог, нашел в египетской Книге мертвых рассказ, сюжет которого напоминает историю находки свитка при ремонте Храма во времена царя Йошияhу. Он утверждает, что обычай хранить свитки в Храме существовал во времена Шломо. Он также высказывает предположение, что свиток мог быть положен в основание одной из стен Храма в начале строительства как символ духовных, а не материальных основ всего того, что связано с Храмом и с его строительством. Ремонт стен двора и самого здания Храма был фундаментальным. Об этом легко догадаться по интенсивному сбору средств для выплаты "плотникам, строителям, и каменщикам, и на покупку леса и вырубленных камней для починки дома". В процессе обтесывания камней фундамента или частичной их замены один из каменщиков мог обнаружить нишу, в которой был замурован свиток. Возможно, что находка была обнаружена иначе. Не исключено, что в Храме существовало помещение для книг, вышедших из употребления по причине обветшания. Скорее всего, такое хранилище священных текстов, не пригодных для публичного чтения в Храме или индивидуального изучения Торы, было прообразом гнизы - помещения в синагоге, куда складывали обветшавшие и не пригодные для использования книги, содержавшие имя Творца, а потому не подлежащие уничтожению. Найденные в таких хранилищах, существовавших во многих синагогах мира, письменные документы оказали исследователям и историкам неоценимую услугу в деле изучения процесса формирования и развития общин. Вероятно, в ходе ремонтных работ возникла необходимость освободить хранилище от обветшавших книг. Это не могло быть сделано без участия первосвященника и его ближайших помощников, которые должны были просмотреть сложенные в хранилище документы. Перебирая пергаменты, они нашли необычный свиток Торы, привлекший их внимание. "В свете работ, доказывающих существование распространенного на Востоке древнего обычая хранить священные книги в Храмах, и в особенности в свете свидетельства о наличии такого обычая в египетской Книге мертвых, с истории об обнаружении свитка Торы первосвященником Хилькияhу при проведении ремонтных работ в Иерусалимском Храме следует снять все подозрения в том, что она записана фальсификаторами и представляет собой легенду, рожденную теми, кто хотел оказать психологическое давление на царя и народ" (Джирку).

(б) Как правильно объяснить поведение царя?
То сильное впечатление, которое произвела на царя находка в Храме, и его немедленная реакция объясняются тем, что в древности правители чутко прислушивались к словам предсказателей, гадателей и оракулов, которые не только сообщали им информацию о будущем, но и указывали на определенные знаки и знамения. Еврею гадание запрещено Торой. Вместо предсказателей будущего по неясным признакам, проявляющимся в природе, по звездам и планетам Всевышний посылает Своему народу - и, в первую очередь, царю - пророков, указывающих на те недостатки, которые должны быть исправлены, чтобы избежать надвигающихся несчастий. Пророки часто указывали царю на знамения, подтверждающие истинность их слов, иногда царь обращался к пророку с тем, чтобы тот разъяснил ему явления природы, сон или событие в жизни, как знак Всевышнего. Найденная книга была воспринята как знак свыше и Йошияhу счел необходимым обратиться за разъяснением к пророчице Хульде. Найденная в Храме книга Дварим была воспринята царем как ниспосланный ему знак: именно в ней перечислены обязанности, возложенные на того, кому Всевышний доверил править сынами Израиля. Одна из обязанностей царя - читать свиток Торы в Храме при большом стечении народа по окончании каждого седьмого года семилетнего цикла. Вне всякого сомнения, на протяжении правления царя Менаше эта заповедь ни разу не исполнялась. Теперь как бы сами стены Храма требовали, чтобы забытые строки Торы были оглашены публично и исполнение ее законов превратилось в норму повседневной жизни.

Трудно предположить, что книга Дварим и записанные в ней законы были совершенно забыты за время долгого правления царя Менаше. Всегда оставалось достаточное число праведников, переписывавших свитки Торы и распространявших знание ее законов, хотя вполне возможно, что в большинстве своем народ не помнил уже, о чем говорит Тора. Для тех, кто не готов согласиться с возможностью введения в практику целого народа законов, которые он когда-то исполнял, но затем забыл, для тех, кто настаивает на версии фальсификации и составления книги Дварим священниками, жившими во времена правления Йошияhу, можно привести несколько примеров из древней и средневековой истории, когда книги законов были утеряны, найдены через много лет и записанные в них постановления вновь введены в повседневную практику. Самым ярким из них является кодекс Карла Великого, составленный в начале IX в. "До того, как закончилось то столетие, в котором он умер, составленный им кодекс полностью вышел из употребления. Законы и хроники более поздних королей Каролингской династии указывают либо на полное забвение, либо на полное пренебрежение принципами, которые лежали в основе кодекса Карла Великого" (сэр Джеймс Стивен). Многие евреи, жившие на протяжении двух или трех поколений в республиках Советского Союза при режиме, отменившем свободу вероисповедания, когда сам текст Торы был недоступен, в настоящее время знакомятся с древними текстами впервые. Разве кто-то станет утверждать через несколько лет, что эти тексты были составлены в новейшее время специально для того, чтобы повлиять на них?...

...Открытия, сделанные в начале этого столетия, подтвердили древнее происхождение книги Дварим. Одно из наиболее интересных доказательств основывается на сравнении текста книги Млахим II, 14:6 с законом хеттов, датируемым XV в. до н. э. В книге Млахим II сказано: Но сыновей убийц он не умертвил, ибо написано в книге Торы Моше, что повелел Бог так: "Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов - каждый смерти будет предан за свой грех". Закон, на который ссылается автор книги Млахим II, приводится в Дварим (24:16). Аналогичный закон встречается и в кодексе хеттов. На основе этой информации мы приходим к четко обоснованному выводу: книга Млахим II рассматривает книгу Дварим как более ранний источник. Возраст этого источника должен соответствовать возрасту свода законов, содержащего аналогичное положение. Таким образом, нет оснований предполагать, что тексты книги Дварим имеют более позднее происхождение, чем XV в. до н. э. Продолжая сравнение с письменными памятниками, обнаруженными при археологических раскопках, мы можем заметить, что закон, определяющий меру наказания человеку, совершившему насилие над обрученной девушкой, почти точно соответствует кодексу царя Хаммурапи, хеттскому и ассирийскому сводам законов...

http://www.machanaim-2.org/machanaim/tanach/_snch-ow/csoe_d_7.htm

No comments:

Post a Comment