Saturday, May 13, 2017

Эхнатон. Фараон реформатор.



Аменхоте́п IV (позднее Эхнато́н) — фараон Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 - 1336 г. до н.э. из XVIII династии, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Его недолгое правление часто называется «амарнским периодом».

Ниже есть продолжение.

На 6-м году своего правления Эхнатон основал в Среднем Египте новую столицу Ахетатон («Небосклон Атона», также «Горизонт Атона»), которая располагалась на месте современной Амарны, в закрытой горами долине на восточном берегу Нила в 300 км южнее Каира. Эхнатон поклонялся единому богу солнца Атону и препятствовал поклонению другим богам во главе с Амоном, тем самым радикально порвав со многими древними традициями. Перенос столицы был вызван желанием Эхнатона сломить сопротивление жрецов Амона и укрепить новый культ. Религиозная реформа привела к существенным изменениям в других областях идеологии, особенно в изобразительном искусстве, стоявшего в древности на службе культа. Ахетатон был построен на пустом месте в достаточно сжатые сроки и выполнял столичные функции на протяжении четверти века, а после смерти фараона Эхнатона был оставлен жителями после того, как фараон Тутанхамон перенес царский двор в Мемфис. О причинах и обстоятельствах смерти Эхнатона, как и о последовавшем за ней времени, известно мало, тем не менее, предполагается, что возникали восстания, близкие к гражданской войне. Ситуация стабилизировалась только при Хоремхебе.

Руины Ахетатона были обнаружены археологами в конце XIX века. Жизнь в древнем городе остановилась резко, и он сохранился до настоящего времени таким, каким он был более трёх с половиной тысяч лет назад. Большинство городских сооружений возводились для быстроты не из камня, а из непрочного кирпича-сырца и разрушились. Археологам удалось составить план основной части города, главная улица которого протянулась параллельно Нилу. Центральную магистраль пересекали более узкие улицы. В центральной части Ахетатона находился главный храм Атона, там же проживали жрецы, размещались органы государственной власти и склады. В центре на берегу Нила находился дворец Эхнатона, делившийся на парадную и жилую части, соединявшиеся мостом. Ещё два принадлежавших фараону загородных дворца находились на северной и южной окраинах. Городская знать проживала к югу от центра. В Ахетатоне сохранились три дворца фараона и его семьи.

...Аменхотеп IV был младшим сыном Аменхотепа III. Однако его старший брат Тутмос умер ещё при жизни отца, в результате чего очередь наследования перешла к Аменхотепу.

К началу правления Аменхотепа египетская империя достигла зенита могущества и богатства. В первые годы самостоятельного правления нового фараона на ведение государственных дел оказывала влияние его мать, умная и энергичная царица Тейе.

В начале правления Аменхотепа с царями Митанни и Вавилонии существовали дружественные отношения. Царь Митанни Тушратта, прося нового фараона о продлении дружбы между обоими дворами, советовал ему справляться о международных делах у матери и сам просил вдовствующую царицу оказывать влияние в благоприятном ему смысле на сына. Также вавилонский царь Бурна-Буриаш II прислал Аменхотепу поздравительное письмо в связи со вступлением последнего на престол, в котором он заверял фараона в своей дальнейшей дружбе. Хеттский царь Суппилулиума I также написал ему письмо, в котором он жаловался, что не получил ответа на своё первое письмо и требовал, чтобы Аменхотеп IV, подобно своему отцу, был дружен с ним и выполнял «братские» обязательства.

...К 9-10 годам правления Эхнатона относятся первые известные нам случаи преследования бога отверженной столицы — Амона, его имя попало под запрет. Около 12-го года нетерпимость Эхнатона к другим богам дошла до крайности. Атон был провозглашен единственным божественным началом, культы всех прочих богов были запрещены, храмы закрыты, а жрецы, возможно, разогнаны. Стремясь пресечь почитание богов, Эхнатон приказал повсеместно уничтожать их имена и в некоторых случаях изображения.

Особенно тщательно стиралось и соскабливалось имя Амона, а также имена Мут и Хонсу — составляющие вместе с Амоном так называемую фиванскую триаду. Фараон не щадил даже личного имени отца «Аменхотеп» и уродовал его, уничтожая составную часть из имени Амона, или заменял царским именем «Ниб-маат-Ра». Слово «мать» (мут) в гробнице Тии он писал фонетически, чтобы избежать правописания при помощи знака коршуна, которым писалось имя богини Мут. В письме было исключено использование знака бараньей головы, символизировавшего Амона. Этот же знак стирался в старых надписях. В изображениях уничтожались рисунки гуся, который также являлся священным животным Амона. Масштаб проделанных работ по стиранию имен и знаков богов свидетельствует о том, что для их осуществления были задействованы значительные силы. В пределах всей страны имя Амона и его изображения истреблялись на стенах храмов, на обелисках, на изваяниях, на плитах, в гробницах, на амулетах, даже в письмах иноземных правителей. В тот же период из речи исключили само слово «бог». Даже Атона больше не называли богом, теперь его и фараона именовали правителями.

Тем временем Атону возводились храмы по всему Египту (Фивы, Ахет-Атон, Гем-Атон, Гелиополь, Мемфис, Гермополь, Фаюм). Эти храмы наделялись большими земельными массивами, охотничьими и рыбными угодьями, скотом, пастбищами, обеспечивались рабочей силой. Был учрежден большой штат жрецов — служителей культа Атона. Они, как это видно из памятников той поры, были в основном представителями новой служилой знати.

Столь радикальные преобразования должны были вызвать сопротивление жречества и знати. Однако если сопротивление имело место, сведения об этом до нас не дошли. Некоторые туманные намеки на расправы с неугодными фараону можно усмотреть в надписи Туту — главного жреца Атона. Он упоминает, что всякий непокорный воли фараона будет казнен, а его тело сожжено. Последнее обстоятельство особенно важно, так как уничтожение тела для египтян означало окончательное прекращение существования...



...Причины реформ Эхнатона, которые иногда называют «атонистической революцией», до конца не ясны и остаются дискуссионными.

По одной из версий захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Сторонники этой гипотезы полагают, что непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Высказывались предположения о том, что происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, в глазах египетской знати ставило легитимность его правления под сомнение. В связи с чем, предположительно, фиванское жречество было оппозиционно настроено к новому фараону.

Другие исследователи выдвигали предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие гипотетически мешало объединению египетского народа в единое целое. Независимо от того, верно данное объяснение реформ Эхнатона или нет, результат оказался противоположным.

Египтологи также склонны усматривать причины реформ в личности самого Эхнатона. С их точки зрения его действия свидетельствуют о стремлении сосредоточить в своих руках исключительную власть. Центром его религии был он сам. Он проявлял мало интереса к внешней политике. Он больше заботился о себе, чем о государстве. Эти обстоятельства интерпретируются как свидетельство эгоцентризма и крайнего властолюбия фараона, переходивших грань разумного...

...Культ Атона, возвышение новой знати и внешнеполитическое ослабление государства порождали оппозицию старой элиты, включая жречество. Помимо внешней политики Эхнатон уделял мало внимания и внутренним делам, что приводило к самоуправству местных чиновников, от которого страдало население. Религия Эхнатона была элитарной. Она вращалась вокруг фигуры царя и его приближенных. Абстрактный, элитарный культ Атона, лишенный мифологии, был далек от повседневных проблем и чаяний народа, не понимавшего смысла нововведений и всё более страдавшего от начавшегося экономического упадка. Раскопки показали, что даже в Ахетатоне простые жители дома отправляли ритуалы прежних богов. В последние годы правления Эхнатона Египет и восточное Средиземноморье постигла эпидемия, которая без сомнения ослабила власть фараона и его двора...

Обстоятельства смерти Эхнатона неизвестны. После него последовал период быстрой смены правителей, завершившейся в конечном счете появлением новой династии фараонов, что свидетельствует о том, что итогом правления Эхнатона стал политический кризис

Последовательность преемников Эхнатона точно не определена во многом, несомненно, из-за последовавших попыток вычеркнуть их из истории. Трудности заключаются в установлении, кто наследовал Эхнатону, Сменхкара или Нефернефруатон, и не был ли Нефернефруатон ошибочно идентифицирован как правитель. Возможно, трудности являются следствием того, что имя Сменхкара использовалось для двух различных людей.

Сменхкара был мужем старшей дочери Эхнатона и Нефертити — принцессы Меритатон и, по одной из версий, сыном царя и одной из его младших жен — царицы Кийи; по другой — близким родственником фараона. Он правил около двух лет. Обстоятельства его прихода к власти и смерти неизвестны. Однако известно, что Сменхкара позволил вновь открыть храмы старых богов и возобновить прежние культовые практики. Найден текст, в котором Сменхкара одновременно обращается к Амону и Атону[11].

Точных данных по поводу личности Нефернефруатон нет. Некоторые Египтологи полагают, что Нефренефруатон был самостоятельным правителем-женщиной. Потенциальные кандидаты — Нефертити и Меритатон. Правление Нефренефруатон продолжалось не более двух лет.

Дальнейшая последовательность правителей известна — престол перешёл к Тутанхатону, младшему брату Сменхкара и супругу третьей дочери Эхнатона — Анхесенпаатон. В его правление происходит отказ от атонизма и растет неприязнь к Эхнатону. Под влиянием высокопоставленных сановников (регентов Эйе и Хоремхеба, будущих фараонов) и жречества юный фараон отказывается от политики своего предшественника. Своё имя, содержащие имя Атона, он изменил на имя Тутанхамон, подчеркивая возвращение к почитанию Амона. Новое имя в честь старого бога солнца получила и царица, теперь она именовалась Анхесенамон — «живущая для Амона». Другим важным шагом стал перенос двора из Ахетатона в Мемфис. Ахетатон был постепенно заброшен и стал разрушаться. В тексте своей гробницы Тутанхамон подчеркивает, что он богато одарил храмы богов, пострадавшие от того, кого он избегает называть по имени, упоминая его как «злодея». Тем не менее символика Атона и имя Тутанхатон присутствуют в его усыпальнице.

Военачальник Хоремхеб, ставший фараоном после преемника Тутанхамона, приложил много усилий, чтобы уничтожить все следы существования Эхнатона и его реформ, а также любую память о них. Храмы Атона были разрушены, Ахетатон превращен в каменоломню. Имя его создателя также было проклято и изъято из официальной документации, в которой отныне Эхнатона упоминали только как «врага». Например, в Абидосском списке за именем Аменхотепа III следует сразу имя Хоремхеба. Имя и изображения Эхнатона методично сбивались. Его юбилейный храм в Фивах был разрушен по приказу Хоремхеба, а талататы использовались для строительных проектов этого фараона. Та же участь постигла сооружения Эхнатона и в других городах Египта; архитектурные фрагменты с именем царя и рельефными изображениями найдены в Мемфисе, Гелиополе, Атрибисе, Гермополе, Ассиуте, Ахмиме, Абидосе, Медамуде и Луксоре.

Таким образом, итогом правления Эхнатона стали ослабление Египта, политический кризис, экономический упадок и коррупция системы управления. Религия Эхнатона ненадолго пережила его самого. Собственные протеже Эхнатона — Сменхкара, Тутанхатон, Эйе, Хоремхеб — отказались от атонизма.

...Амарна стала переломной эпохой и для египетской словесности: новоегипетский язык с этого времени окончательно вытесняет более древний среднеегипетский; создаются шедевры египетской поэзии — любовная лирика, получившая широкое распространение в Египте во второй половине Нового царства, и «Гимн Атону», авторство которого иногда приписывается самому царю. Джеймс Брэстед усмотрел в нескольких метафорах параллели между «Гимном Атону» и 104 библейским псалмом. Однако возможная связь между текстами оставалась туманной. Современные исследователи склонны считать подобия результатом использования сходных аналогий, а не культурного влияния. «Гимн Атону» сам по себе имеет больше общего с «Гимном Амону» или «Гимном Осирису», то есть не является столь уж уникальным, как об этом принято говорить...

...Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем, вплоть до их отождествления.

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939, согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает турецкий писатель Ахмед Осман, известный экстраординарными трактовками истории. Он утверждает, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного, отождествлённого с вельможей Юей.

Современные историки сходятся во мнении, что вероучение Эхнатона, почитавшего, по крайней мере, в первое десятилетие своего правления помимо Атона и других богов (Шу, Ра-Хорахте, Тефнут и т. д.), не было, строго говоря, монотеистическим. Против характеристики атонизма как монотеизма выступали многие специалисты по эпохе Амарны. Такую точку зрения отстаивали египтологи Д. Редфорд, Маргарет Мюррей, Э. Эртман, Н. Ривз, Юрий Перепелкин. Некоторые исследователи (Редфорд, Перепёлкин) пришли к заключению, что реформа Эхнатона заключалась не в установлении религии одного бога (монотеизм), а являлась первой в истории человечества попыткой установления тотальной власти; а обожествление царя — культ личности, не терпящий рядом с собой никаких иных культов.

Личность Аменхотепа IV противоречива, поэтому у египтологов не существует единого мнения относительно мотивов и характера фараона-реформатора — диаметрально противоположные характеристики Эхнатона даются разными исследователями. Фараона изображают то идеальным правителем, мудрым и миролюбивым человеком, намного опередившим своё время, то выдающимся философом-мечтателем, не блещущим талантами государственного деятеля, то душевнобольным фанатиком. В частности, Борис Александрович Тураев называл Эхнатона одним из самых жестоких египетских владык, а Джеймс Генри Брэстед писал о нём как о «первой личности в мировой истории» и «отважной душе, бесстрашно действовавшей наперекор незапамятной традиции». Исследователи приводят натуралистические стихи, мистические оды, составленные в честь Атона-Ра Эхнатоном. Египет Эхнатона привлекает такие умы, как Василий Розанов и Дмитрий Мережковский.

Предпринимались попытки объяснить необычные изображения Эхнатона и его родственников наличием у фараона генетической болезни, сопровождающейся физическими отклонениями. Это потенциально также объяснило бы то обстоятельство, что при дворе своего отца он, по всей видимости, был изгоем. Выдвигались предположения о том, что Эхнатон страдал синдромом Марфана. Больные с этим синдромом имеют высокий рост, удлиненные кости рук и ног, вытянутое лицо, широкий таз — черты, которые можно обнаружить в изображениях Эхнатона. Однако попытки диагностировать заболевание по произведениям искусство весьма спекулятивны. Учитывая отсутствие однозначно идентифицированных останков Эхнатона, проблематично проверить такое предположение. Исследование скелета мужчины из гробницы KV55 признаков синдрома Марфана не выявило. Следует учитывать, что известны изображения Эхнатона без искаженных черт. Гипотезы о наличии у Эхнатона генетических заболеваний остается неподтвержденной...


No comments:

Post a Comment