Что происходит на яхтах, которые доставляют в эти дни израильтян домой из-за границы? Насколько безопасно плавание на фоне ракетных обстрелов из Ирана? Журналист ... побеседовал с Хагаем Барэлем, который лично пережил такую поездку, и капитаном яхты, доставившим его с коллегами домой. Вот их история.
Ниже есть продолжение.
Хагай Барэль, 54-летний предприниматель в сфере хайтека, находился в загранпоездке вместе с группой коллег. "Сначала все было идеально, - рассказывает он. - Мы были в Париже на выставке NVIDIA, поднялись на сцену в фирменных футболках, делали селфи с легендарным генеральным директором Дженсеном Хуангом. Получили море профессионального удовольствия и радости. А дальше начался хаос. Мы сели в самолет в Израиль, но лайнер внезапно изменил направление. Стюардесса нервно пояснила нам, что началась война, и воздушное пространство закрыли.https://www.vesty.co.il/main/article/rjtnfobvxx
Нас поспешно высадили с борта в Афинах. Мы вышли в город в чем были, поскольку наши чемоданы не выгрузили. Первым делом пошли покупать сменную одежду, потому что просто не было во что переодеться".
Через несколько часов Хагай и его друзья уже искали выход. Не по воздуху - по морю.
"Я хотел как можно скорее вернуться домой к своей семье, - говорит Хагай. - И тогда старый приятель из ВВС помог мне выйти на людей из "Дерех ха-ям" - израильского парусного клуба с яхтами в восточном бассейне Средиземного моря. Я сказал им, что любой ценой хочу вернуться домой на первой же яхте, которая отправится в Израиль".
После срочного перелета из Афин на Кипр Хагай и его коллеги-стартаписты прибыли в порт Лимасола, уже и так заполненный сотнями израильтян, отчаянно искавших способы вернуться домой. Договорившись и заплатив по 1500 долларов за человека, они ждали, когда одна из первых яхт, вышедших из Израиля на Кипр, приплывет забрать их обратно. Когда спасательная шлюпка пришвартовалась к причалу, из нее выбралась французская семья с маленькими детьми, бежавшая от войны в Израиле. Они рассказали, как тяжело перенесли свое морское путешествие, весь путь сопровождавшееся морской болезнью.
Именно здесь в игру вступил колоритный спасатель Хагая и его приятелей - 54-летний Йоси Соколов по кличке Шуаль-ям (Морской лис), ветеран-инструктор парусного спорта и совладелец "Дерех ха-ям". "Я переплыл на яхте почти весь мир, но на этот раз все было по-другому, - с гордостью рассказал капитан Йоси журналисту. - Я чувствовал, что это не какой-то там круиз, а настоящая сионистская миссия".
Йоси рассказывает: "Мы получили срочные просьбы от израильтян, застрявших на Кипре - специалистов хайтека, инструкторов круизов и семей с детьми. Все хотели домой, все нервничали, но воздушного пути не было. Как только небо закрыли, они остались в безвыходной ситуации. Мы поняли, что надо засучить рукава и начинать морскую операцию по спасению этих людей".
Для миссии была зафрахтована 45-футовая яхта-катамаран Lagoon 380 с 4 просторными каютами, полным баком топлива и запасами еды и воды на 30 часов в море.
"Когда мы пристали к берегу, то увидели встревоженных людей, не знавших, что делать и рвущихся домой. Их не интересовали ни отдых, ни впечатления, они хотели лишь поскорее добраться до Израиля. Мы видели французов, которые бежали из Израиля в панике, - и израильтян, которые бьются в истерике, желая вернуться домой. Мы набрали пассажиров, провели для них инструктаж по технике безопасности, установили между ними дежурство, распределили роли. Мы дали понять пассажирам, что это не круиз в свое удовольствие. Это миссия. И все подключились к ее выполнению".
Самое время подчеркнуть: плавание на яхте в открытом море подходит далеко не всем - из-за морской болезни, сопровождающейся постоянной тошнотой и рвотой. Если вы все же решите вернуться домой таким образом, то запаситесь таблетками от укачивания.
И вот наступило утро понедельника, 16 июня: спасательный круиз наконец-то отчаливает от берега. Море спокойное, ветер точный, погода прекрасная. "Часть пути мы плыли под парусами, часть - на двигателях. Тихо и спокойно почти весь путь, - вспоминает Морской лис. - Пассажиры вместе готовили, играли в карты, некоторые часами сидели на верхней палубе, слушая тихую музыку. Телефоны в море не ловят сеть, и происходит полная оторванность от реальности. Мы как будто очутились в голубом пузыре спокойствия - посреди глобального хаоса".
Для группы хайтекистов, которые еще несколько часов назад фотографировались на выставке с известным миллиардером, этот круиз стал событием, которое бывает только раз в жизни. Хагай рассказывает: "На яхте были шкиперы, которых везли в Израиль, а также хайтекисты. Тридцать часов плавания, шутки, готовка еды, купание в море, ночные смены. Каждый выполнял задания, работали посменно. Мы оказались на тихой волне в самый разгар войны. И при этом, напоминаю, у нас не было интернета, и мы не знали, что происходит".
По словам Хагая, им очень повезло с погодой. Их радовало спокойное море, хороший воздух, веселые моменты на борту. Но вместе с тем они знали, что направляются прямо в зону боевых действий. Сразу после отплытия связь пропала - на телефоны перестали приходить обновления, новости не открывались. "Только через 20 часов зона покрытия восстановилась, - вспоминает Хагай. - По уведомлениям я понял, что война идет полным ходом, и мы все ближе к ней".
Один из самых запоминающихся моментов Хагай пережил во время этого круиза посреди ночи. "Я как раз дежурил, было 2 часа ночи. И вдруг увидел в небе перехваты ракет. С юга на север - Газа, Хайфа, Ашкелон - вспышки ракет, взрывы. Вспышки освещают всю яхту, как при фотосъемке со вспышкой. Такое зрелище не увидишь с суши - весь регион просто взрывался светом".
Йоси, суровый капитан, скромно описывает свои впечатления, как будто бы взятые из голливудского боевика: "Мы начали приближаться к берегам Израиля, и вдруг это началось. Краем глаза мы заметили вспышки. Сначала было подумали, что это молнии. Но быстро поняли, что это перехваты - огни в небе, взрывы, огромные вспышки света. Вся береговая линия вспыхивала светом и меркла в темноте. Кто-то шепотом спросил меня: "Это ракеты?" "Да, - ответил я, - это Израиль - и там война".
Белый катамаран зашел в марину Герцлии с первыми лучами солнца. "Наши ребята кричали с берега: "Добро пожаловать, корабль с еврейскими беженцами Exodus! - с сарказмом смеется капитан. - Эта фраза как нельзя лучше подошла к тому моменту. Это действительно был маленький исход, на гражданском судне, по открытому морю, в тени угрозы - но мы привезли израильтян домой".
Когда Хагай сошел на берег, то увидел, что на пристани его ждал коллега по бизнесу. Хагая это очень растрогало. Но затем он словно получил удар под дых. "Понимаете, при подходе к Герцлии мы на яхте улыбались, смеялись, радуясь возвращению. Но те, кто встречал нас в Израиле, выглядели иначе. Люди были измотанными, раздавленными, понурыми. Они спрашивают нас: "Чему вы радуетесь?", а ты просто отвечаешь им: "Тому, что вернулся домой". Я мог бы остаться на Кипре, привезти туда жену и детей, но что-то во мне говорило "нет". Я возвращаюсь домой. Даже если будет война, это моя страна, это моя семья. Я не оставлю ее в стороне".
Для Йоси, отважного капитана, это плавание не стало окончанием миссии. Катамаран заправляют топливом, провизией и готовят к следующему спасательному рейсу. Йоси заявляет: "Если понадобится, я выйду в море снова. Не ради славы. Не для СМИ. Просто потому, что это то, что нужно делать. Море - мой дом. Я привык к солнцу и соли. Но на этот раз плавание было другим. Чисто израильским: мы все в одной лодке - в буквальном смысле слова. И я приплыву в любое место, где есть израильтяне, которые нуждаются в помощи, чтобы отвезти их домой".
No comments:
Post a Comment