Friday, July 31, 2009

Фрагмент очередного обзора "Неокона"


...Что понимать под выходом экономики из кризиса? Прямо об этом говорится редко, но подразумевается обычно, что произойдет возврат к докризисной траектории развития. Как во всем мире, так и в каждой отдельной стране, кризисом затронутой.
Но ведь вроде бы уже каждому ясно, и все это признали, что докризисная траектория была связана с наличием в мировой экономике финансового пузыря. Так что же, речь идет о том, чтобы надуть этот пузырь снова?
Но ведь вроде бы все согласились, что пузыри – это плохо. Они обладают свойством лопаться в самый неподходящий момент и вызывать масштабные кризисы. О чем говорят лидеры государств на «восьмерках», «двадцатках» и прочих международных форумах? О необходимости более жестко контролировать финансовую систему. Осмелимся предположить, что речь идет о том, чтобы не допустить надувания нового пузыря. О том, чтобы обеспечить бескризисное развитие мировой экономики.
Но это означает, что возврата к прежней траектории развития не будет. Посткризисная траектория будет значительно ниже докризисной...
....Чтобы перейти к устойчивому развитию, необходимо полностью сдуть ранее сформировавшийся пузырь. В противном случае его остатки будут постоянно отравлять организм мировой экономики. Яд надо вывести полностью.
Но проблема заключается в том, что никто не знает, сколько этого яда накопилось на сегодняшний день. Очень может оказаться, что мировая экономика в значительной своей части состоит из яда, и если его вывести, от нее мало что останется.
Кроме того, совершенно непонятно, как этот яд распределен по различным частям организма. Где-то его больше, где-то меньше...
Так вот, для тех стран, где его больше, процедура выведения может оказаться слишком болезненной, и даже вызвать болевой шок с последующим отмиранием. А тогда не факт, что не пострадают дополнительно и те части организма, в которых яда изначально меньше. И тогда умрут все.
...Если после кризиса экономика возвращается на докризисную траекторию, то образуются только те убытки, которые связаны исключительно с кризисным периодом. А вот если послекризисная траектория лежит ниже докризисной, тогда возникают убытки, на порядок (порядки) превышающие те, о которых мы говорили выше: убытки, связанные с разницей траекторий. И кто-то должен будет взять их на себя.
Все понимают, что это так, но признать факт – значит уже сейчас начать обсуждать вопрос о распределении этих убытков: между странами, между корпорациями, между секторами экономики, между социальными группами, наконец.
Понятно, что никто брать на себя убытки не хочет, а хочет переложить их на кого-то другого. На того, кто не имеет достаточной мощи для того, чтобы защитить себя от манипуляций. Во-первых, предпринимается попытка переложить убытки на низшие классы. Сегодня многие делают удивленные глаза, сталкиваясь якобы с парадоксом: мол, в экономике появились признаки оживления, а при этом безработица, например, продолжает расти.
Никакого парадокса здесь нет. Это взаимосвязанные вещи. Те признаки оживления (исключительно в финансовой сфере), которые сегодня наблюдаются, являются прямым следствием того, что простые работяги лишаются работы и средств к существованию. Эти средства и обеспечивают видимость улучшения на финансовых рынках. То, что при этом подрываются фундаментальные основы будущего экономического роста – это, в общем, многие понимают, но предпочитают не обращать внимания.
Во-вторых, убытки перекладываются на будущие поколения. Сегодня каждый родившийся в мире младенец сразу получает в приданое гигантский долг, по которому он так или иначе будет расплачиваться всю свою жизнь...

http://khazin.livejournal.com/18017.html#cutid1

No comments:

Post a Comment