Sunday, October 15, 2017

Мои впечатления о книге "Кодекс Алеппо" Матти Фридмана

См. также:
Матти Фридман: история Кодекса Алеппо (Кетер Арам Цова)

Кетер Арам Цова" (Кодекс Алеппо) (כֶּתֶר אֲרָם צוֹבָא , букв "Корона из страны Арам Цова") - одна из важнейших рукописей еврейской Библии (ТаНаХа), содержащая полную огласовку и кантилляцию текста. Рукопись (Кодекс, т.е.рукопись сшитая в виде книги) была написана в Тверии в 10 в.
http://ejwiki.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%A6%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Я бы охарактеризовал жанр этой книги как исторический детектив. Рекомендую любителями истории. Речь идёт о книге, написанной в 10 в. в Тверии. За долгую историю своего существования он успел побывать в Иерусалиме и Каире. В Алеппо же манускрипт находился на протяжении шести веков. См. ролик по ссылке выше для описаний подробностей истории до 1947 г.

Что же делает книгу такой завораживающей? Она отдалённо напоминает "Имя Розы" Умберто Эко.

В история до 1947 г. показан один эпизод крестовых походов в Иерусалиме, кроме этого показан быт и жизнь евреев в исламских странах. Сделана также попытка привлечь внимание к "исходу евреев и исламских стран" примерно в тоже время, что и Катастрофа евреев Европы.

Свое исследование Фридман сосредоточил на событиях после антисемитских погромов в Алеппо в 1947 году, когда в результате пожара, как предполагалось ранее, и была утрачена значительная часть манускрипта. В 1957 году главный раввин Алеппо прибыл в Израиль и передал его президенту нового государства Ицхаку Бен-Цви. Основанный им институт до сих пор является официальным хранителем Кодекса.

Начиная примерно с части второй, главы пятой (Президент) идёт почти исключительно детектив, немного примешанный с израильской политикой. Я не буду портить детективную часть а ниже приведу лишь один эпизод.

Ниже есть продолжение.


В книге мимоходом упоминаются и другие рукописи.


Игаль Ядин – воин, политик и ученый, был героем Войны за независимость и в свое время возглавлял Генеральный штаб...

Ядин был также специалистом по свиткам Мертвого моря, о которых стало известно еще два десятилетия назад, когда пастухи-бедуины, обнаружив некоторые из них в пещере Иудейской
пустыни, продали свои находки антикварам. Эти свитки двухтысячелетней давности, написанные или собранные членами еврейской секты, променявшей развращенный Иерусалим на беспорочную чистоту пустыни, открыли немало новых сведений об иудаизме и истоках христианства. Отец Ядина, профессор Элиезер Сукеник, был одним их первых, кто занялся их изучением и способствовал приобретению трех свитков у иорданского торговца; это произошло 29 ноября 1947 года, в день исторического голосования во Флашинг-Медоуз. Необходимо было приобрести и другие свитки, но израильская Война за независимость и возникшие в ее результате новые непроницаемые границы делали их недосягаемыми. Сукеник умер в 1953 году, и его сын Ядин (взявший по моде тех лет новую, израильскую фамилию) продолжил дело отца...

В четверг вечером, 8 июня [1967 г.], израильский кабинет министров решал, следует ли атаковать сирийские войска на Голанских высотах. Министр обороны Моше Даян был против. «Спор был жарким», – писал Ядин. Но в конце концов Даян изменил свое мнение, и на следующий день израильским войскам предстояло вступить в бой на Голанах. Во время этого совещания Ядина вызвали. «Я подождал, пока не выслушал главные доводы сторон, высказал собственное мнение и спокойно вышел», – пишет он. За дверью стоял подполковник с обувной коробкой в руках.
– Не уверен, – сказал офицер, – но, кажется, это тот самый свиток, о котором вы говорили...


Вскоре Храмовый свиток присоединился к другим манускриптам Мертвого моря в Храме Книги, где они хранятся в условиях строгого контроля температуры и влажности. Свитки принадлежали к периоду еврейской истории, про который Израилю очень важно было помнить, они подчеркивали связь нового государства с этой землей. Свитки привлекли к себе внимание всего мира и способствовали приезду тысяч туристов.





No comments:

Post a Comment