Президент Франции Николя Саркози в последние дни несколько раз выступил по проблемам сельского хозяйства. В своих речах он изложил видение нового мироустройства аграрного сектора экономики. Саркози дал понять, что будет отстаивать свою точку зрения, а также выступит за необходимость реформ и на предстоящем заседании министров сельского хозяйства «Двадцатки», которое пройдет в Париже. Нет сомнений в том, что он будет придерживаться основных тезисов, которые озвучены в последних выступлениях.
Надо отдать должное французскому руководителю в этом вопросе – он действует решительно, последовательно и, в общем, действительно отстаивает справедливость.
На примере сельского хозяйства он фактически предлагает решение одного из важнейших элементов нынешнего общего экономического кризиса, в то время как некоторые руководители отделываются молчанием или общими фразами. Саркози предлагает ограничить аппетиты финансистов и дать зеленый свет реальному сектору экономики. А, что касается сельского хозяйства, так вообще усилить регулирование, – причем не только на государственном уровне, но и на международном, с привлечением структур ООН. Не каждый крупный политик в мире осмелится сказать это публично.
Ниже есть продолжение.
Складывается впечатление, что Саркози говорит всё, что думает – во всяком случае, применительно к сельскому хозяйству.
Теперь по существу. Заметным событием стало недавнее выступление президента Франции с речью перед участниками так называемой «Группы 120» – международной конференции фермеров, представлявших более 100 стран. Организатором конференции выступила крупнейшая фермерская организация Франции – Национальная федерация профсоюзов аграрных производителей – FNSEA. Ее проведение не случайно приурочили к предстоящей встрече министров сельского хозяйства «Двадцатки».
Выступая с речью, президент выдвинул свою «новую модель сельского хозяйства». По его словам, для этого необходима, прежде всего, стабильность (цен).
Президент привел такой пример. Если сравнить динамику цен за последние пять лет и за 15-летний период 1990–2005 годов, то можно увидеть, что ценовые колебания на зерновые увеличились в два раза, на сахар – в три, а на рис – основной продукт питания для четверти человечества – в четыре раза.
Саркози полагает, что нужно что-то делать с хедж-фондами и специализированными финансовыми институтами, которые присоединились на рынке к традиционным торговым домам, взвинчивая цены.
Отсутствие регулирования, что уже очевидно на примере товарных и сырьевых рынков, ввергло финансовые рынки в 2008 году «на самый край пучины». Должен быть создан централизованный регистр всех операций (транзакций) с деривативами. Это обеспечит прозрачность ситуации на рынках. Информация о сделках устранит неопределенность и сократит излишнюю спекулятивность. А вся информация может быть собрана в ФАО, в том числе информация относительно запасов. Это не означает регулирования цен, заверил Саркози, а только поможет механизму ценообразования функционировать правильно.
Чтобы избежать манипуляций с ценами и не допускать злоупотреблений на рынке, контролирующие органы должны тщательно отслеживать соотношение между деривативами и физическим движением товаров, уверен Саркози.
Для иллюстрации приведем еще несколько фраз из речи Николя Саркози в Париже (цитируются по агентству Блумберг).«Мы должны регулировать финансовые фьючерсные рынки для сельскохозяйственной продукции. Если будем ждать, то ничего не сделаем, а такой роскоши мы себе позволить не можем».
«Скачки цен становятся просто невыносимыми. Назовите мне еще одну профессию (кроме фермера), где каждый год вы можете терять до 30% оборота».
«Скачки цен невыносимы и для потребителей. Продовольственный кризис 2007-2008 годов, он же источник продовольственных бунтов – хорошая тому иллюстрация» (по данным Госдепартамента США, с 2007 по 2009 год в мире произошло 60 продовольственных бунтов).
«Мировой сельскохозяйственный рынок – самый непрозрачный из всех».
«Относительно того, что мы уже сделали на нефтяных фьючерсных рынках. Есть ли хоть один аргумент против повторения подобного на фьючерсных рынках сельскохозяйственных товаров?»
«В Чикаго (на товарной бирже) объем торгов в 46 раз превышает годовое производство пшеницы в США, в 24 раза – объем урожая кукурузы. И мне говорят, что никакой спекуляции нет. На чикагской товарной бирже 85% позиций покупателя занимают чисто финансовые игроки, чей бизнес никак не связан с торговлей товарами».
«Наш мир утратил чувство реальности, чувство подлинной ценности».
«Такой тип капитализма не имеет ничего общего с нашими ценностями. Капитализм, который мы хотим – это капитализм реального производства, а не чисто финансовый капитализм».
P.S. Странно, что эти последние выступления руководителя Франции в целом оказались как-то незамеченными и в Европе, и в мире. На специализированных сайтах они, конечно, были, а на общеполитических, – где-то в разделе экономических новостей, да и то не всегда.
Очень жаль.
Николай Худяков «Крестьянские ведомости»
http://human-crisis.blogspot.com/2011/06/blog-post_27.htm
http://www.agronews.ru/newsshow.php?NId=66823
No comments:
Post a Comment