Monday, July 03, 2017

Министр образования Украины о сотрудничестве с Израилем. Интервью

Заметка полностью. Форматирование не сохранено.

Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич посетила Израиль с визитом. Она встретилась с министром просвещения Нафтали Беннетом и депутатами кнессета, посетила школу ОРТ «Сингаловски» в Тель-Авиве и институт «Технион» в Хайфе...

Расскажите, пожалуйста, о целях вашего визита.

Ниже есть продолжение.

Визит посвящен теме сотрудничества в сфере образования по трем основным направлениям. Первая перспективная область — это обучение для детей с особыми потребностями. У Израиля накоплен большой опыт в этом, существует государственная поддержка, принято, чтобы все дети, вне зависимости от своих особенностей, получали доступ к образованию. Создана система их поддержки, разработаны методы работы с такими детьми, созданы условия для их обучения в обычных классах и обычных школах вместе с другими учениками. Эта область нам очень интересна. Мы только начинаем разрабатывать инклюзивный подход к школьному образованию, поэтому израильский опыт представляется нам ценным.

Вторая область для сотрудничества, представляющая общий интерес для наших стран — это повышение популярности изучения точных наук, физики и математики. У нас сильное физико-математическое образование, но интерес детей к этим дисциплинам постоянно падает, а это, в принципе, угрожает экономике страны. Чтобы поддерживать интерес современных детей и их желание учиться, нужно обновить методики, выработать новую программу и подходы, потому что старые более не работают. Общаясь с израильскими коллегами, мы выяснили, что в Израиле тоже это понимают и вырабатывают такие новаторские методики.

Мы в настоящее время работаем над реформой системы образования, получившей название «Новая украинская школа». Суть реформы заключается в переходе от простого вбивания знаний в детей к школе компетентности XXI века. Необходимо не только давать знания, но и учить применять их при выполнении практических, профессиональных и индивидуальных заданий. Вдобавок, важно прививать ценности и отношение. Сегодня на детей обрушивается огромное количество информации из разных источников, и для критического мышления и анализа этой информации следует выработать ценности, чтобы уметь отличать правду от зла, правильно задавать вопросы, сомневаться. Все это требует изменить подходы к методам обучения.

Мы также хотим обновить стандарт образования. В 2018 году должен начать действовать новый стандарт в начальных школах. Нам очень интересны методики такого активного обучения, развивающего исследовательские качества, и это еще одна область для сотрудничества.

Еще одна очень важная тема — инновации. У Украины существует большая проблема, так талантливые ученые проводят исследования, но ни они и никто другой не в состоянии сделать из результатов исследований промышленные образцы и деловые проекты. Талантливые молодые ученые не находят себе применения и уезжают в другие страны, и там их работа становится коммерческой. А у Израиля в этой отрасли большой опыт по созданию старт-апов и инкубаторов, государство через офис главного ученого оказывает поддержку инновациям. Нам все это очень интересно. Мы надеемся, что наши университеты и академия наук смогут перенять опыт по реализации результатов исследований, чтобы поддерживать себя самостоятельно.

Каковы ваши впечатления от встреч с израильскими коллегами?

Была очень интересная встреча с министром просвещения Нафтали Беннетом, он очень активный, харизматичный человек. На переговорах оказалось, что в Израиле и Украине есть немало общих тенденций. У нас вообще много общего. Израиль и Украина вынуждены отстаивать свою целостность и независимость. В связи с этим нам интересно, как в таких условиях, несмотря на необходимость высоких затрат на оборону, можно способствовать внедрению инноваций, строить инновационный бизнес и развивать экономику.

Учебный процесс в школе ОРТ оказался таким, как вы ожидали?

Школа ОРТ — очень интересная, они сегодня работают над новыми методиками преподавания научных дисциплин — STEM (науки, технологии, инженерное дело и математика). При этом они уже идут дальше и развивают творчество, предлагают включить в этот комплекс гуманитарные науки, инновации и предприимчивость. Это и есть те компетенции, навыки, которые нужны современным детям. Недавно на Всемирном экономическом форуме рассматривали тему — что в 2020 году нужно работодателям от работников. Оказалось, что на первом месте не профессиональные знания. Знания можно развить, если вы умеете критично мыслить, работать в команде, решать сложные задачи, и у вас развит эмоциональный интеллект.

Получается, что в настоящее время мы не обучаем детей тому, что им на самом деле нужно. В рамках нового закона об образовании мы планируем расширить научные лицеи, и это еще одна возможная область для сотрудничества.

Насколько я понимаю, реформа системы образования требует масштабные преобразования ряда других областей, включая систему управления.

В первую очередь, невозможно осуществить реформу без инвестиций. Для подлинных преобразований необходимы средства. Мы начали инвестировать в учителя с целью поднять его социальный статус и квалификацию. В данный момент по единой тарифной сетке зарплаты учителям подняты на два разряда. Но этого недостаточно, требуется также дополнительно инвестировать в подготовку учителей.

Второе — большие инвестиции необходимы и для создания среды обучения. Если не купить современные учебные пособия, то очень трудно вести интерактивное обучение и проявить индивидуальный подход к каждому ребенку. Необходимо разработать способы отбора, тесты, помогающие детям определиться с выбором. Потребуются дополнительные средства.

У нас сейчас 11-летняя средняя школа. В Европе она сохранилась еще только в России и Беларуси. Это традиционная школа, где учитель рассказывает детям тему, и им надо повторить за ним. В современной школе учитель вместо рассказа ставит вопрос, а дети аргументируют, обсуждают, ищут, исследуют. Такая система обучения требует намного больше времени, в итоге учебный процесс растягивается на более длительный срок. Нам нужна трехлетняя старшая профильная школа, и это означает дополнительный год обучения. То есть, требуются дополнительные инвестиции.

Реформа меняет систему финансирования. Центр берет на себя педагогические расходы, то есть, зарплату и повышение квалификации учителей. Школы же будут получать финансирование от органов местного самоуправления. Наша страна проводит политику финансовой децентрализации, и в последние два года бюджеты органов местного самоуправления выросли где в три раза, а где и в восемь раз. Одновременно местные власти получат и больше обязанностей, в том числе, в сфере просвещения.

Какие реформы планируются в области подготовки учителей?

Сегодня у нас существуют педагогические университеты, вдобавок, обычные университеты тоже выдают диплом учителя. Для работы в школе необходим диплом бакалавра и магистра. Но у нас в университетах не учат современным методикам преподавания. Казалось бы, университеты должны стать сторонниками реформы, но на самом деле за преобразования стоят в первую очередь родители, учителя и общество, требующие обновить отстающую школу. Надо подключить университеты к этому процессу. Мы запланировали большой проект с финнами, славящимися учительским образованием. Мы разрабатываем новую модель педагогического образования. В Израиле в этой области принята значительная практическая составляющая, и мы изучаем этот опыт.

Чьи еще методики в сфере образования вы изучаете, помимо израильских и финских?

Интересен опыт Польши. Эта страна сопоставима по размерам с Украиной, и проблемы по масштабам схожи. Одно дело — когда нужно подготовить сто тысяч учителей, и совсем другое — когда преподавателей полмиллиона. Мы сотрудничаем с польской стороной еще и потому, что у них есть опыт трансформации советской системы образования.

Но все системы основаны на национальных особенностях своих стран. Невозможно перенести чужой опыт на свою почву, бессмысленно просто копировать иностранный подход. Это ничего не даст. Следует адаптировать лучшие подходы, методики и практики. Надо работать с разными странами, общаться с людьми. Образование интересно тем что, с одной стороны, имеет национальные особенности, но при этом во многом универсально, так как направлено на взаимопонимание между людьми, понимание мира и развитие человека. Все эти вещи — общие у всех цивилизованных систем просвещения.

Каким вы видите дальнейшее украинско-израильское сотрудничество в сфере просвещения?

Я бы хотела перейти от общих политических переговоров о направлениях сотрудничества к конкретным структурам и людям. На практике сотрудничество осуществляется посредством проектов. Во время этого визита мы обменялись контактами, далее будем искать партнеров, возможно, подготовим визит представителей сферы высшего образования, готовых поучиться и обменяться опытом в исследованиях и инновациях.

Мы ищем партнеров в Израиле для сотрудничества в области обучения методикам и управлению системой для расширения инклюзивного образования. Другая область — подготовка учителей и расширение сотрудничества для образования STEM.

Необходимо сменить подход к преподаванию точных наук в комплексе STEM. У нас эта область считается дополнительной, и ее преподают в специализированных физико-математических школах. Такие школы, конечно, нужны, но для нас важно развивать исследовательское мышление в каждом ребенке. Как адаптировать методики, которые с раннего возраста будут развивать в каждом ребенке такие способности — это «ноу хау», которое нужно нашему общему проекту. Израильские коллеги тоже задаются этим вопросом.

Беседовал Михаэль Бородкин

http://cursorinfo.co.il/ministr-obrazovaniya-ukrainy-o-sotrudnichestve-s-izrailem-intervyu/

No comments:

Post a Comment