Friday, February 16, 2018

Нет смысла опасаться пика добычи нефти

Немного сокращено. Форматирование не сохранено.

Седьмой десяток лет пошел с тех пор, как американский геофизик
Мэрион Кинг Хабберт
высказал ошеломляющую мысль о том, что нефть на планете может закончиться. В США он предсказал пик добычи на 1965-70 годы, и это почти так и случилось. А в мире он ожидал пик добычи в 2000 году, но этот прогноз не оправдался. Неудивительно: за те прошедшие годы произошли колоссальные изменения.

Появилось морское бурение, сначала на мелкой воде у берегов, а потом и на больших глубинах. Геология стала использовать данные аэрокосмической съемки. Широко распространилось строительство горизонтальных скважин и гидроразрывы пласта. Развитие вычислительной техники позволило строить модели разработки нефтяных залежей. И были еще десятки менее громких достижений науки и техники.

Я вообще на дальние прогнозы, на 40-50 лет вперед, стараюсь не обращать внимания. Их делают для того, чтобы народ напугать. Ни одного благоприятного прогноза на дальнюю перспективу я еще не видел:

Ниже есть продолжение.

выбор у нас между перенаселением планеты, дефицитом энергии и всемирным потопом от глобального потепления. Тут важно помнить о мотивах авторов страшных прогнозов. Некоторые пугают из любви к искусству, но большинство все же намерены на этом чуток заработать.

Однако о грядущем дефиците нефти и вообще энергии регулярно пишут и спорят. Большинство авторов в близком пике сомневаются;
здесь
, например, приводятся тому многочисленные аргументы. Вот и решил я не отставать от злобы дня. Тем более, что существуют реальные тенденции добычи и потребления нефти, их, разумеется, изучать нужно, потому что в ближайшие 10-15 лет они вряд ли сломаются. Давайте над ними поразмышляем. Как обычно, оговорюсь, что пишу для широкой аудитории; профессионалов прошу не пенять, если что-то им покажется прописной истиной.

1. Мировое потребление энергии

В давние времена главным источником тепловой энергии для человека были дрова. И сейчас мы сжигаем их в костре или камине, но доля дров в энергетическом балансе планеты сократилась до ничтожно малой величины. Это не потому, что все дрова спалили, а леса вырубили. Просто человек освоил новые, более эффективные способы получения энергии.

Поэтому прежде чем углубиться в нефтяные проблемы, кратко перечислим все наши энергетические ресурсы...

...потребление всех видов энергии устойчиво растет, хотя есть и локальные минимумы. Проследим, чем они вызваны.

Первый довольно резкий спад потребления нефти произошел в 1970-80-е годы. Сначала в 1973 г. арабские страны объявили нефтяное эмбарго и прекратили продажу нефти в США и Европу. Потом в 1979 г. исламская революция обострила противостояние США и Ирана. Нефтяные цены в Нью-Йорке и Лондоне выросли вдвое, это спровоцировало сокращение спроса в западных странах на 19,5%, а в целом на планете – на 10,6%.

Потребление угля в странах ЕС достигло максимума в 1989 г. и с тех пор сокращается. Тут причина не в росте цен, а в экологических проблемах. Именно в те годы Европа крепко озаботилась загрязнением атмосферы и стала переходить с угля на газовое топливо. Весь рост потребления угля в течение последних трех десятилетий обеспечен развивающимися странами, в первую очередь, Китаем.

Любопытна динамика потребления атомной энергии. Оно быстро росло до 1986 года, когда произошла Чернобыльская авария. Далее рост замедлился. Начиная с 2006 года потребление атомной энергии сокращается; в 2011 г. ситуацию усугубила авария на японской станции Фукусима-1.

А в 2009 году одновременно упал спрос на нефть, уголь и даже газ. Причиной стал экономический кризис: сократившееся производство в дополнительной энергии не нуждалось. Впрочем, как только кризис закончился, спрос бодро вернулся к привычному росту.

Кратко остановимся на потреблении нефти в разных странах...

Больше других употребляют нефти канадцы, чуть отстали жители США, а в целом Северная Америка на душу населения использует нефти в 4,4 раза больше, чем остальные страны мира.

В лидерах также Австралия и Япония, которая своей нефти не имеет и за последнее десятилетие сократила ее потребление почти на четверть. Тем же путем идет Европейский союз: в период 2006-2014 г.г. переработка нефти там снизилась на 18,7%, с 727 до 591 млн т/год. И только в последние годы, после резкого снижения цен, потребление нефти в ЕС увеличилось.

Комментаторы часто утверждают, что потребление нефти в мире стабильно и мало зависит от цены. Это не так. Вот простой факт: при близком уровне доходов в США и ЕС цена американского бензина в 2,2 раза ниже, и почти во столько же раз европеец потребляет меньше нефти.

Китай наращивает свои нефтяные объемы огромными темпами, за последние 20 лет они выросли в 3,3 раза. Тем не менее средний китаец пока использует нефтепродуктов в 2,85 раза меньше, чем средний европеец. Другие, более бедные страны отстают еще больше: Индонезия в 4,5 раза, Индия – в 7,5, Пакистан – в 9,2, Бангладеш – в 30 раз. Понятно, что «золотой миллиард» по мере роста нефтяных цен будет сокращать свое потребление, но Индия все равно вечно на буйволах ездить не будет и постепенно заменит их на авто или хотя бы мотоциклы.

Доля нефти в мировом
энергопотреблении
составляет 33%. За ней следует уголь (28 %) и газ (24%). Все они являются ископаемыми ресурсами. Сделаем первый небольшой вывод: нефть – совсем не дрова, в ближайшие 15-20 лет более эффективного топлива у нас не предвидится. Теперь надо выяснить, достаточно ли нам ее запасов.

2. Запасы – понятие растяжимое

Напомню: вся нефть, которая содержится в подземных пластах – это геологические запасы. А та ее часть, которую можно извлечь с прибылью при современном уровне техники, это запасы доказанные. Легко уяснить, что величина доказанных запасов зависит от нефтяных цен, по мере их роста ранее убыточные запасы могут стать прибыльными.

Недавно с запада к нам пришла новая «категория» запасов – технически извлекаемые. Их извлечь из недр вроде бы и можно, но без прибыли, с убытками. Это прекрасный инструмент для заморочки мозгов широкой публике. Потому что доказанные запасы базируются на многолетнем опыте, а технически извлекаемые – на фантазии. Как, например, оценивает
EIA
технически извлекаемые запасы сланцевых пластов? А вот как. Принято, что 85% нефти скважина добывает за первые 4 года (это далеко не всегда так, но в первом приближении годится). И считается, что за последующие 30 лет она как-нибудь отберет остальные 15%. Только никто этого не проверял. И не будет. Потому что тогда придется объяснять, почему, скажем, на месторождении Bakken, более 2 тыс. скважин длительно простаивает, не проработав и десяти лет.

По опыту скажу – многие нефтяные компании на самой поздней стадии разработки месторождений все же добывают нефть с некоторыми убытками. Причин для этого несколько. Цены вдруг упали, но есть надежда, что скоро вырастут. Можно компенсировать убытки за счет других месторождений либо переработки и сбыта. Ликвидация месторождения тоже немалых денег стоит, лучше ее растянуть на несколько лет. Есть и другие причины. Однако такая филантропия может прибавить дополнительно 1-2% извлекаемых запасов, не более. Поэтому далее мы будем рассматривать только доказанные запасы, а «технически извлекаемые» фантазии оставим на долю других авторов.

В таблице 2 я привел данные об изменении доказанных запасов нефти, угля и природного газа за последние 10 лет. Данные от компании BP, но пришлось их пересчитать для приведения к общим единицам.

Оказывается, по всем видам топлива запасы у нас выросли. За последние 10 лет мир добыл 38 млрд тонн нефти и ухитрился прирастить 32 млрд т доказанных запасов. Разведка сработала, подумает читатель, и напрасно. Потому что
в США, например
, 56% прироста запасов получено путем перерасчета, 30% - расширение ранее открытых месторождений и только оставшиеся 14% приходится на новые месторождения и пласты. В 2015 г. в США запасы новых открытых месторождений составили аж 2,74 млн т, это 0,5% годовой добычи. В других странах мира картина сходная, хотя разведка приносит побольше, главным образом за счет морского шельфа.

Перерасчет запасов производится при изменении цен. На рис. 2 приведена динамика мировых доказанных запасов в сопоставлении с ценами.

можно выделить 4 временных периода. Первый начался в 1980 г. – после роста цен до $36 повысилась доходность добычи на мелководном шельфе. В те годы были открыты крупные запасы в
Северном море
, на шельфе Африки, Индии, Бразилии, в Каспийском регионе. Продолжалась разведка Персидского и Мексиканского заливов. Результат – мировые запасы выросли в 1,5 раза, на 47 млрд т.

Второй период (1989-1998 г.г.) ознаменовался стагнацией цен на уровне $16-18. Это замедлило рост запасов в 5 раз (!!!). За 10 лет они увеличились всего лишь на 11,2% (15,8 млрд).

В третьем периоде (1999-2008 г.г.) нефтяные цены сделали мощный рывок с $18 до $97 за баррель. Уже в середине этого интервала стала выгодна добыча на глубоком шельфе, а к концу его – разработка нефтяных песков Канады (27 млрд.т). В целом мировые запасы прибавили 47,4 млрд т (30,4%).

Наконец, четвертый период (2009-2016 г.г.) принес сильные колебания цен, но среднее их значение составило $83,6 за барр, что намного выше предыдущих. Сейчас мы наблюдаем завершение разведки глубокого шельфа, где стоимость разведочной скважины достигла $120 млн, а затраты на добычу барреля нефти - $50-70. Основной прирост запасов (34 млрд т) принесли битуминозные нефти пояса Ориноко в Венесуэле; все остальные залежи мира уже не компенсировали возросшую добычу, в целом за период запасы приросли лишь на 24 млрд. т (11,6%).

Второй вывод прямо-таки просится на язык: нет на планете никакого дефицита нефтяных запасов, но периодически возникает дефицит ДЕШЕВЫХ запасов. Далее следует рост цен, за ним - технологические подвижки и ситуация стабилизируется до следующего дефицита.

А теперь давайте очень приближенно оценим, сколько нефти может содержаться на нашей планете. За базу возьмем органическую теорию ее происхождения, всякие там неуловимые «миграции» нефти из глубин земли и волшебные превращения из водорода отправим псу под хвост в связи с полной их недоказанностью. Примем толщину нефтематеринских пород равной 30 м (по образу сланцевых месторождений), содержание нефти в породе 5%. Допустим, что только 1% земной поверхности содержит такие породы, это составляет 5,1 млн км2. С поправкой на плотность получаем общие геологические запасы около 6,5 трлн т. При коэффициенте нефтеотдачи 10% доступные запасы составят 650 млрд. т и обеспечат нынешние потребности еще на 100 лет.

Полученные цифры особых возражений не вызывают. За прошедшие 100 лет человек добыл примерно 200 млрд т нефти. Оставшиеся доказанные запасы составляют 221 млрд. т. И еще не до конца разведаны восток России, джунгли Африки и Америки, полярные и кое-где глубоководные шельфы. Только в российской Арктике извлекаемые запасы нефти
предварительно
оцениваются в 20 млрд т.

3. Что же из этого следует?

Следует – жить! – как поется в песне Никитиных. Не пугать и не бояться, не впадать в панику, но и не отрицать очевидного. Нет смысла опасаться пика добычи нефти. Рост нефтяных цен будет стимулировать освоение новых запасов, а если он станет тормозом для экономики, она снизит потребление и усилит поиски альтернативы. Вряд ли она будет единственной. Думаю, способы получения энергии будут множиться, и каждый найдет свое место на мировом рынке. Нефть хороша тем, что ее удобно хранить и транспортировать. Поэтому я ожидаю развития технологий переработки в жидкое топливо угля, газа и прочей органики. Разумеется, солнце, ветер, тепло земли тоже не останутся без работы.

Рановато еще человеку задумываться о грядущем энергетическом кризисе. Сначала ему надо бы накормить голодных, обучить неразумных и прекратить убивать себе подобных. Только потом ему станут по плечу планетарные проблемы.


https://aurora.network/forum/topic/57144-net-smysla-opasat-sja-pika-dobychi-nefti

No comments:

Post a Comment