Tuesday, September 11, 2018

Операция Копьё (1940)

Операция Копьё (не состоялась) - военные планы Франции и Великобритании, предусматривающие нанесение ударов по СССР, которые разрабатывались в начальный период Второй мировой войны, когда СССР и нацистская Германия осуществляли тесное сотрудничество. Эти планы так и не были реализованы.

19 января 1940 г. французский премьер-министр Э. Даладье поручил главнокомандующим сухопутными и морскими силами Франции М. Гамелену и Ф. Дарлану представить соображения на тему борьбы с поставками нефти из СССР в Германию. Предлагалось рассмотреть три варианта действий:

* перехват советских танкеров;
* военное вторжение на Кавказ;
* организация мусульманско-сепаратистских восстаний на Кавказе.

8 марта 1940 года Комитет начальников штабов Великобритании подготовил меморандум «Военные последствия военных действий против России в 1940 году». В этом документе предусматривались три основных направления операций против СССР: северное (в районах Петсамо, Мурманска и Архангельска), дальневосточное и южное. В докладе подчеркивалось, что «наиболее уязвимыми целями на Кавказе являются нефтепромышленные районы в Баку, Грозном и Батуми», и отмечалось...

Ниже есть продолжение.

что к нанесению воздушных ударов полезно также привлечь военно-морские силы: «рейды авианосцев в Чёрном море с целью бомбардировок нефтеперегонных предприятий, нефтехранилищ или портовых сооружений в Батуми и Туапсе будут полезным дополнением к основным воздушным налётам на Кавказский регион и могут привести к временному разрушению русской обороны». В меморандуме, однако, делался вывод, что война с СССР желательна только в том случае, если это приведёт к быстрой победе над Германией.

Новый французский премьер-министр П.Рейно писал в своём меморандуме британскому правительству от 25 марта: «Решительные операции на Чёрном и Каспийском морях необходимы союзникам не только для того, чтобы сократить снабжение Германии нефтью, но и в первую очередь парализовать всю экономику СССР до того, как рейху удастся использовать её в своих интересах ... Отсутствие состояния войны между союзниками и Россией возможно будет рассматриваться английским правительством как препятствие для таких действий. Французское правительство не отрицает это препятствие, но считает, что нам не следует колебаться и, если нужно, взять на себя ответственность за разрыв с Россией...»

В конце марта 1940 г. Высший союзный военный совет принял решение планировать нанесение удара по советским нефтепромыслам, оговорив, что решение о нанесении такого удара будет поставлено в зависимость от развития взаимоотношений СССР с Францией и Великобританией.

30 марта 1940 года британский разведывательный самолёт «Локхид-12А», взлетевший с британской авиабазы Хаббания в Ираке, с высоты 7 км произвёл стереоскопическую фотосъёмку Баку и прилегающих нефтепромыслов. Через 4 дня этот же самолёт произвёл разведку районов Батуми и Поти, где находились нефтеперегонные заводы. В этот раз советская зенитная артиллерия дважды открывала по нему огонь, выпустила 34 76-мм снаряда, но попаданий не добилась.

В протоколе заседаний координационных групп штабов ВВС Франции и Великобритании 4-5 апреля 1940 г. указано, что воздушные действия франко-британских сил «будут направлены против нефтеочистительных заводов и портовых сооружений городов Батуми, Поти, Грозный, Баку». В качестве возможного объекта атак назван и порт Одесса. Приводился следующий расчёт: «Для проведения операции будет использовано от 90 до 100 самолётов в составе 6 французских групп и 3 британских эскадрилий. За каждый вылет они смогут сбросить в общей сложности максимум 70 т бомб на сотню нефтеочистительных заводов». В штабе ВВС Великобритании был разработан план МА-6, согласно которому удары по объектам на Кавказе должны были осуществлять 4 группы британских бомбардировщиков «Бленхейм» и 5 групп бомбардировщиков производства США «Гленн-Мартин». На разрушение Баку отводилось 15 дней, Грозного — 12, Батуми — всего 1,5 дня. В окончательном варианте план получил название «Щука» (англ. Pike).

В докладе от 17 апреля 1940 г. командующий французскими силами в Сирии и Ливане генерал Максим Вейган предложил назначить срок окончания подготовки операции на конец июня — начало июля, но при этом отметил, что ещё ни одной авиагруппы выделенной для операции в Левант не прибыло, а самолёты для их вооружения только начали прибывать в порты. Аналогично обстояло дело и с ходом подготовки британской части операции. К 1 мая 1940 года французы имели на Среднем Востоке только одну группу бомбардировщиков Glen Martin 167 (G.B. I/39 в Ливане), а англичане только одну эскадрилью «длинноносых» Blenheim’ов (№ 113 в Египте). Дело в том, что 9 апреля 1940 г. началась операция «Везерюбунг» — высадка немецких войск в Норвегии. Это событие отодвинуло операцию против кавказских нефтепромыслов на задворки планирования.

На заседании Высшего союзного военного совета 22-23 апреля 1940 г. британский премьер-министр Н. Чемберлен указал, что СССР меняет свой политический курс и всё более строго придерживается нейтралитета, так что необходимость в ударе отпадает. Кроме того, ожидалось немецкое наступление, и бомбардировщики требовались для его отражения.

После оккупации Парижа немецкими войсками в июне 1940 г. планы бомбардировок СССР были ими захвачены и использованы в пропагандистских целях.




По материалам:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_(1940)

No comments:

Post a Comment