Tuesday, January 05, 2021

Итоги 2020 года

Сокращено.

Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что стало главным событием 2020 года. Конечно же это пандемия коронавируса. Это не только главное событие этого года, но и, наверняка, одно из главных событий XXI века.

...Самый крупный провал года — неспособность США и ЕС справиться с эпидемией коронавируса. Позднее и недостаточное тестирование, поздние, недостаточные и, главное, хаотические карантинные меры, неспособность государственной бюрократии выйти за привычные рамки, чтобы ускорить разработку лекарства или вакцины (ни одна из стран так не решилась провести исследование вакцины на добровольцах, которые готовы были намеренно заражаться для этой цели коронавирусом, что ускорило бы испытания вакцины на несколько месяцев и позволило бы спасти сотни тысяч жизней)… При этом другие страны вполне смогли справиться с эпидемией — и я говорю не о Китае, данным из которого невозможно доверять, и не о маленьких островных государствах вроде Исландии и Новой Зеландии, успех которых можно объяснить низкой плотностью населения, отсутствием мегаполисов и изолированностью от остального мира, а о крупных демократических странах, таких, как Япония, Южная Корея, Австралия и, особенно, Тайвань, где на 20 миллионов населения за весь год было всего 815 заболевших и 7 умерших.

Отдельный провал — поразительно неспособность руководства ЕС, взявшего на себя централизованную закупку вакцин для всех стран-членов Евросоюза, справиться с этой задачей, из-за чего государства ЕС смогут вакцинировать своё население как минимум на полгода, а то и на год, позже, чем Великобритания и США...

На постсоветском пространстве самым печальным провалом стал провал протестов в Беларуси. Правило “не надо начинать дело, если ты не готов его завершить” годится для любого случая, но особенно — для протестов против диктатуры. Белорусы оказались не готовы делать что-то большее, чем просто выходить на улицы, и Лукашенко, несмотря на то, что против него было подавляющее большинство населения, смог не только удержаться у власти, но и раздавить оппозицию. Хочется надеяться, что это ещё не конец и белорусы смогут избавиться от диктатора в следующем году, но эти надежды уже совсем слабые...


Ниже есть продолжение.

Культура

Во-первых, из-за эпидемии изменился способ, которым мы потребляем культуру — вместо того, чтобы ходить в кинотеатры и клубы, мы вынуждены смотреть кино и концерты по видео. И индустрия приспосабливается — новые фильмы теперь выходят на стриминговых платформах в тот же день, что и в кинотеатрах.

Изменилось и содержание — и часто не в лучшую сторону. В американских фильмах и книгах идеологическая ценность становится для критиков и издателей важнее культурной. Издать антирасистскую книгу или снять про-трансгендерный фильм становится самоцелью. В результате мнение критиков, хвалящих всё “прогрессивное“ невзирая на его творческую беспомощность, всё чаще расходится с мнение зрителей и читателей, не желающих потреблять сырые и бездарные произведения только потому, что они соответствуют чьим-то идеалам.

По той же причине продолжается выбрасывание из культуры “неправильных” актёров, режиссёров и писателей, не соответствующих высокому званию строителя нового общества. В марте Hachette отказался публиковать мемуары Вуди Аллена, в декабре Netflix убрал со своего американского сайта все фильмы с Джонни Деппом. В культуру возвращается новый пуританизм, как это уже было в первой половине 20-го века. С той, правда, разницей, что цензуру теперь занимает не только содержание произведений, но и моральный облик их авторов.

Наука и техника

С одной стороны, в 2020 г. мы увидели как повзрослела частная космонавтика, которая обошла государственную и делает всё то же самое быстрее, дешевле и лучше её. И в конце года мы увидели частную ракету, которая, надеюсь, до конца десятилетия повезёт людей на Марс. Мы увидели в небе новое “созвездие“ — цепочку крошечных спутников, которые раздают интернет во все уголки Земли. И мы впервые увидели, как человечество меньше чем за год создаёт вакцину — и даже не одну, а сразу много разных вакцин — от совершенно новой болезни. Надеюсь, в этот году мы увидим, что эти вакцины окажутся эффективными. С другой стороны мы увидели, как наука в США всё больше подчиняется идеологии, самые уважаемые научные журналы типа Nature публикуют тексты, объявляющие естественные науки расистскими, а ученых изгоняют из университетов за недостаточную политическую сознательность. В общем, мы увидели в американской науке всё то, что в 50-х — 60-х годах происходило в советской.

Экономика

В 2020 г., благодаря коронавирусу, мы увидели беспрецедентное падение так называемой “реальной экономики“, то есть производства и сферы услуг. И, одновременно, беспрецедентное накачивание экономики деньгами — по некоторым расчётам в 2020 г. в США “напечатали” 20% или даже 35% от всей денежной массы, созданной за историю страны. Поскольку “реальный сектор“ не может принять эти деньги, они идут на фондовый рынок, ещё больше надувая и так уже гигантский пузырь, образовавшийся там за последние годы.

Эти же деньги помогли скачку популярности криптовалют в конце года. Но, каковы бы ни были его причины, этот скачок уже не удастся отменить — криптовалюты за последние месяцы “институализировались“ и из экзотики превратились в обыденность не только для многих крупных “серьёзных“ инвесторов, но и, благодаря их появлению в PayPal, для сотен миллионов обычных людей.

В 2020 г., тоже благодаря эпидемии, появилось ещё несколько новых экономических реалий, которые теперь вряд ли удастся развидеть. На качественно новый уровень вышла доставка всего и вся — от обедов из ресторана до хлеба из супермаркета. Качественный скачок получили средства видеокоммуникации. И, главное, работа из дома превратилась из экзотики в новую норму и некоторые крупные компании уже заявили, что не собираются возвращать большинство своих сотрудников в офисы даже когда эпидемия закончится.

Политика

Коронавирус высветил, что крупные западные страны: США, Франция, Великобритания и, в чуть меньшей степени, Германия являются фактически failed state и не способны справиться с первым серьёзным вызовом, который встал перед ними в этом тысячелетии. Это наверняка будет иметь далеко идущие последствия — после фиаско с эпидемией коронавируса мир перестал уважать и стал меньше бояться и США и Европу.

Но дело не только в коронавирусе. Коронавирус — лишь следствие. Причина, как стало особенно очевидно в этом году, не он, а эрозия главной западной ценности — умения договариваться. Западные общества, сила которых всегда состояла в готовности к поиску компромисса между самыми разными интересами, разбились на непримиримые группы, которые воюют друг с другом не на жизнь, а на смерть. Особенно это видно в США, где, кажется, впервые за всю их историю, проигравшая сторона (и речь тут не только о кандидате, но и о его сторонниках) считает, что президентские выборы были сфальсифицированы и отказывается признавать их результат, а выигравшая принципиально отказывается признавать даже теоретическую возможность фальсификаций и уж тем более изучать их свидетельства, что в общем должно быть первой и главной задачей любой демократической системы, заинтересованной в собственном выживании.

Одновременно с этим в США выросла и достигла зрелости тоталитарная (то есть пытающаяся контролировать не только поступки, но и мысли) крайне левая идеология, на которую теперь приходится оглядываться всем традиционным политикам.

На другой стороне океана, в Европе, руководство Европы продолжает показывать некомпетентность и несостоятельность не только в борьбе с коронавирусом но и, например, в полной неспособности наказать Турцию, собирающуюся добывать газ в территориальных водах Греции и Кипра и в качестве средства шантажа организующую и направляющую переход нелегальных мигрантов через европейские границы.

В общем, Запад находится в таком глубоком кризисе, какого он не знал с начала 20-го века.

Правда, у его противников тоже не всё слава Богу. Китай сумел испортить отношения почти со всеми соседями. Широко разрекламированная китайская инициатива Belt and Road в 2020 году тихо провалилась и без лишнего шума сворачивается. Китайская экономика даже по официальным данным впервые за десятилетия почти не выросла, а по неофициальным, возможно, даже упала. Россия справилась с эпидемией ещё хуже Запада, рубль продолжает валиться и власти, как выяснилось, не смогли избавиться от главного оппозиционера в стране, которую, они казалось бы, полностью контролируют, в результате чего этот оппозиционер внезапно превратился в политика мирового масштаба.

В общем, в весь мир находится в глубоком структурном кризисе, и даже если, дай-то Бог, в 2021 г. человечеству удастся справиться с пандемией, этот кризис никуда не денется и в ближайшем будущем нас может ждать ещё много потрясений.

... ...Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что стало главным событием 2020 года. Конечно же это пандемия коронавируса....На твёрдом втором месте культурная революция в США. Началась она не в этом, не в прошлом и даже не в позапрошлом году, но в этом году она, на волне движения BLM, достигла своего пика. При всех многочисленных эксцессах политкорректности, которые мы наблюдали в прошлом десятилетии, вряд ли кто-то мог предположить, что в США начнут валить памятники отцам-основателям государства, называть Линкольна “расистом“ и увольнять с работы университетских профессоров за цитирование речей Мартина Лютера Кинга из-за того, что там было слово на “н“. Всё это очень напоминает Китай 1960-х годов, когда партийная верхушка в своих собственных корыстных целях дала отмашку амбициозной партийной молодёжи “сбрасывать с корабля современности“ старых кумиров. Молодёжь, разумеется, думала, что расчищает таким образом место для себя, но на самом деле она старалась совсем для других людей и, когда она выполнила свою задачу, старые кадры избавились и от неё, по крайней мере от самых активных. То же, думаю, начнёт происходить и в США уже в следующем году.

Третьим главным событием года стал фактический конец автономии Гонконга. Остров, который все последние годы входил в тройку самых свободных стран по Human Freedom Index, внезапно оказался придавлен сапогом китайских коммунистов. Хотя почему внезапно — к этому шло все последние годы. Гонконгские граждане, выходившие на улицы с протестами против попыток китайского правительства тихонько прикрутить на острове гайки закономерно вызвали гнев Пекина, и тот прикрутил гайки не тихонько, а демонстративно, до скрипа. Эксперимент “два страны, две системы“ можно считать досрочно законченным. Самое печальное в этом даже не сам конец киберпанковской утопии, а то, как быстро, судя по доходящим с острова новостям, гонконгцы, ещё год назад совершенно свободно высказывавшие своё мнение, научились молчать в тряпочку. Риск попасть на 10–20 лет в тюрьму за подрывные высказывания делает тёмные чудеса.

Правда, конец свободного Гонконга принёс с собой и хорошую новость. Британское правительство проявило благородство года и разрешило всем гражданам острова, родившимся там во время британского владычества, а также их родственникам, эмигрировать в Британию. Количество людей, получивших такое право — более 3 миллионов человек. Ожидается, что правом воспользуется по крайней мере 500–600 тысяч из них. Эмиграция должна начаться уже в конце января. Возможно, эти люди, выросшие в свободном Гонконге, помогут Британии стать более свободной, как минимум в экономическом отношении.

...Ещё один герой года — Илон Маск, который в прошлом году успел сделать сразу несколько удивительных вещей: например, запустил пилотируемый корабль к МКС, начал испытания своей марсианской ракеты и ввёл в эксплуатацию, правда, пока что в бета-режиме, глобальную систему спутникового интернета Starlink. [см. выше]

Злодеи года

Главный злодей года, конечно, Александр Лукашенко, по приказу которого полицейские садисты избивают и калечат сотни белорусов, виновных только в том, что они реализуют своё право на свободу собраний. А иногда и вовсе ни в чём не виноватых, а просто шедших домой из магазина и попавших садистам под руку. Трудно поверить, что подобное может происходить сегодня в Европе, прямо под боком у ЕС.

Успехи года

Самый большой успех года — это успех компании Zoom. Да, без коронавируса этого успеха бы не было, но на месте Zoom должна была оказаться другая, более крупная, компания, предлагающая подобные продукты: Google Meet, Facebook Messenger Rooms, Microsoft Skype, Adobe Connect и т.д. Должна была, но не оказалась, потому что Zoom не только оказался на нужном месте в нужное время, но и, в отличие от остальных, предложил ровно то, что было нужно всем тем, кто начал работать из дома...

...Ещё одно огромное и неожиданное достижение — успех Дональда Трампа и его зятя Джареда Кушнера в примирении Израиля с арабами. Американская дипломатия не добивалась подобных успехов на Ближнем Востоке с 1979 года, когда Картер помог Израилю заключить мир с Египтом. Но успех Трампа и Кушнера можно считать даже большим — Израилю удалось наладить отношения не с одной страной, а сразу с четырьмя: Объединёнными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко.

...Важный провал, приключился в 2020 г. с китайской компанией Huawei. Ещё в 2019 г. казалось, что именно эта фирма будет строить сети 5G во всём цивилизованном мире. Но из-за связей руководства компании с китайской армией Huawei потерял контракты сначала в США, а потом и по всей Европе. Кроме этого из-за американских санкций фирма потеряла доступ к магазину мобильных приложений Google, а потом и к современным чипам. Компания, которая была готова стать самым крупным в мире производителем смартфонов и коммуникационного оборудования, была отброшена на несколько лет назад и вряд ли сможет оправиться от этих ударов.

Открытия года

Осень-зима 2020 г. была отличным сезоном для криптовалют. В них начали вкладываться крупные институциональные инвесторы, появились карты VISA, номинированные в криптовалютах, PayPal и другие подобные компании предоставили своим клиентам возможность покупать крипту. Но ещё за несколько месяцев до этого произошло другое, возможно, куда более важное событие. В июне 2020 года начался взрывной рост DeFi [первый раз слышу] — децентрализованных финансовов. До 2020 г. человек, желающий инвестировать в финансовые инструменты, должен был, во-первых сообщить государству все свои личные данные, во-вторых, найти себе посредника — банк или брокера, и, в третьих, рискнуть немалыми деньгами — у традиционных финансовых инвестиций есть довольно высокий нижний предел. В 2019–2020 гг. несколько фирм, в первую очередь Compound, Aave, Uniswap и Synthexis, предложили клиентам принципиально новые низкорисковые финансовые инструменты, основанные на криптовалютных “умных контрактах“ и так называемых стейблкоинах — криптовалютах, курс которых не скачет, как у биткоина, а привязан к американскому доллару. Инвестировать в эти инструменты можно совершенно анонимно, напрямую, не пользуясь услугами брокера, и в любом объёме, начиная от нескольких долларов. DeFi демократизировали финансовые рынки, впервые предоставили возможность инвестировать всем, а не только богатым. С июня по декабрь 2020 г. объём вложенных в DeFi средств вырос в 20 раз: с приблизительно 900 миллионов до 18 (а в январе — 19) миллиардов долларов. Конечно, и 19 миллиардов это смешно, если сравнивать с традиционными биржами, но рост DeFi не только не собирается замедляться, но и с каждым месяцем ускоряется.

Как DeFi могут демократизировать финансы, так Substack может демократизировать журналистику. В 2020 г. крупные американские издания начали массово избавляться от своих звездных журналистов за недостаточную политкорректность. Работу потеряли такие звёзды как Гленн Гринвальд, Мэтью Иглезиас, Эндрю Салливан и многие другие. Гринвальда и Иглезиаса выдавили из изданий, которые они же сами и создали. Умение привлечь читателей стало менее важным, чем умение следовать линии партии. Оригинальное мышление из достоинства превратилось в недостаток. К счастью, создатели блог-платформы и имейл-рассылки Substack поняли, что сорвавшаяся с цепи политкорректность даёт им отличный шанс заработать. Они позвали уволенных звёзд к себе, пообещав им полную творческую свободу, много денег и, главное, юридическую поддержку. В результате на Substack теперь пишет свои колонки звёздный журналистский состав, равного которому нет ни в одном СМИ. Это привлекло на платформу не только читателей, но и авторов — открыть там блог с рассылкой может любой желающий. Правда, любым желающим Substack не даёт ни денег ни юридической поддержки, зато предоставляет возможность монетизации и обещает отсутствие любой цензуры — по нынешним временам прямо-таки роскошь.

https://medium.com/hyperbolea/itogi2020-3f1264ea5c1d

No comments:

Post a Comment