Thursday, September 02, 2010

Хазин ещё раз о Китае


Поскольку сегодняшняя мировая экономика представляет собой единый технологический кластер с центром в США, то вся она так или иначе завязана на американский спрос.

При этом есть регионы мира, которые являются непосредственными поставщиками товаров в США, есть, так сказать, «вторичные» поставщики, а есть и более удаленные, которые продают свои товары тем, кто получает деньги от продажи товаров поставщикам в США.

Складывалась такая ситуация много десятилетий. Первым, кто «подсел» на иглу американского спроса, стала Европа, которой открыли американские рынки в рамках «плана Маршалла». Напомним, тогда, после окончания II мировой войны, США составляли больше половины мировой экономики, как по спросу, так и по производству. Вторыми – Япония, Тайвань и Гонконг, которым США открыли рынки сбыта после победы революции в Китае в 1949 году, когда нужно было показать китайцам с материка «преимущество» «свободы» и «демократии». Следующей стала Южная Корея, которой помогли после войны 50-х годов. И, наконец, самым последним стал Китай.

Для самого Китая соответствующий выбор был сложным. Первоначальный план Мао Цзедуна и Дэн Сяопина, скорее всего, состоял в том, чтобы повторить результат Сталина, который сделал из СССР самодостаточный технологический центр. Однако в начале 90-х годов Китай принципиально изменил свою стратегию, сделав упор на вхождение в американскую систему разделения труда. Что стало основанием для такого решения — то ли опыт волнений на площади Тяньаньмынь, то ли распад СССР, то ли опасения реформирования китайской деревни — непонятно, но результат получился таким, каким получился.

И сегодня китайская экономика принципиально завязана на экспорт в США. А поскольку вся суть современного кризиса состоит в падении совокупного спроса, прежде всего, в тех же самых США, то он должен очень сильно влиять на китайскую экономику. В негативном плане, разумеется. При этом не вызывает сомнений, что Китай будет максимально скрывать свои проблемы, поскольку довольно резонно предполагает, что это его внутреннее дело. Все остальные при этом, разумеется, будут прилагать максимальные усилия, чтобы узнать правду.

Как всегда, наиболее надежный способ – смотреть на косвенные признаки, при условии, что мы понимаем реальные процессы, происходящие в Китае. Если гипотеза о том, что Китай не может сбывать свою продукцию на экспорт, верна, то он должен начать стимулировать внутренний спрос. И возникающие в рамках этого процесса избыточные деньги должны где-то концентрироваться. То есть, в экономике Китая быстрыми темпами должны начать раздуваться финансовые пузыри.

Они и раздуваются. На рынке недвижимости, например. Или, в производстве и продаже автомобилей и мобильных телефонов.
...

http://fintimes.km.ru/obzory/retsessiya/12680

No comments:

Post a Comment