Когда случился глобальный финансовый кризис многие центральные банки снизили процентные ставки до нуля, чтобы ускорить экономический рост. Десять лет спустя процентные ставки остаются низкими в большинстве стран. Пусть в настоящее время мировая экономика восстанавливается, будущие экономические спады неизбежны. Жесткие рецессии исторически требовали снижения ставок на 3–6 процентных пунктов. Если случится кризис, немногие страны будут иметь такую возможность в денежно-кредитной политике.
Чтобы обойти эту проблему, недавнее исследование команды МВФ показывает, как центральные банки могут создать систему, которая сделала бы глубоко отрицательные процентные ставки возможной опцией.
Ниже есть продолжение.
Как глубоко вы можете уйти?https://finview.ru/2019/04/22/mvf-kak-zastavit-rabotat-otricatelnye-procentnye-stavki/
В мире без наличных нет нижней границы процентных ставок. Центральный банк может снизить учетную ставку, скажем, с 2 процентов до минус 4 процентов, чтобы противостоять серьезной рецессии. Снижение процентной ставки в таком случае передастся на банковские депозиты, займы и облигации. Без наличных денег вкладчикам придется платить отрицательную процентную ставку, чтобы держать свои деньги в банке, что делает потребление и инвестиции более привлекательными. Эта мера подтолкнет кредитование, повысит спрос и простимулирует экономику.
Однако, когда доступны наличные деньги, значительное снижение ставок на отрицательную территорию становится невозможным. Наличные деньги имеют такую же покупательную способность, как и банковские депозиты, но с нулевым номинальным процентом. Более того, наличные можно получить в неограниченном количестве в обмен на банковские деньги. Поэтому, вместо того, чтобы платить отрицательные проценты, можно просто держать наличные под нулевой процент. Наличные деньги – это бесплатная опция с нулевой процентной ставкой, которая действует как ограничитель для снижения процентных ставок.
По этой причине центральные банки прибегают к нетрадиционным мерам денежно-кредитной политики. В зоне евро, Швейцарии, Дании, Швеции и других странах процентные ставки стали чуть ниже нуля, что стало возможным, потому что хранение наличных в больших количествах неудобно и дорого (например, плата за хранение и страхование). Эти меры денежно-кредитной политики помогли увеличить спрос, но они не могут полностью восполнить потерянное пространство для маневра политики, когда процентные ставки очень низки.
Прорыв через ноль
Одна из опций пробить нулевую нижнюю границу – это отказаться от наличных. Но это не так просто. Наличные деньги продолжают играть значительную роль в платежах во многих странах. Чтобы обойти эту проблему в недавнем исследовании команды МВФ, а также в предыдущих исследованиях, мы проанализировали предложение для центральных банков сделать наличные такими же дорогостоящими, как банковские депозиты с отрицательными процентными ставками, что позволит сделать глубоко отрицательные процентные ставки возможными, сохранив при этом роль наличных денег.
Предложение заключается в том, чтобы центральный банк разделил денежную базу на две отдельные местные валюты – наличные деньги и электронные деньги (e-money). Электронные деньги должны эмитироваться только в электронном виде, и они должны будут платить процентную ставку, а наличные будут иметь обменный курс – коэффициент конвертации – по отношению к электронным деньгам. Этот коэффициент конвертации является ключевым пунктом данного предложения. Устанавливая отрицательную процентную ставку для электронных денег, центральный банк должен создать условия для того, чтобы коэффициент конвертации снижался по той же ставке, что и отрицательная процентная ставка для электронных денег. Таким образом, стоимость наличных падала бы с точки зрения электронных денег.
В качестве иллюстрации предположим, что ваш банк объявил отрицательную 3-процентную ставку на ваш банковский депозит в размере 100 долларов. Предположим также, что центральный банк объявил, что наличные доллары теперь станут отдельной валютой, которая будет обесцениваться по отношению к электронным долларам на 3 процента в год. Следовательно, коэффициент конвертации наличных долларов в электронные доллары изменится с 1 до 0,97 в течение года. Через год на вашем банковском счете останется 97 электронных долларов. Если бы вы взяли сегодня 100 наличных долларов и хранили их дома в течение года, обмен их на электронные деньги после истечения этого года также бы принес вам 97 электронных долларов.
В то же время магазины должны начать устанавливать цены в терминах электронных и наличных денег по отдельности, точно так же, как магазины в некоторых небольших странах с открытой экономикой уже выставляют цены как в национальной, так и в приграничной иностранной валюте. Таким образом, наличные деньги теряли бы ценность как с точки зрения товаров, так и с точки зрения электронных денег, и не было бы никакой выгоды от владения наличными по сравнению с банковскими депозитами.
Эта двойная система местной валюты позволила бы центральному банку вводить столь низкую процентную ставку, какая будет необходима для противодействия рецессии, не вызывая крупномасштабный переход в наличные.
За и против
В то время как система с двумя валютами бросает вызов нашим представлениям о деньгах, страны могли бы реализовать эту идею с относительно небольшими изменениями в работе центрального банка. По сравнению с альтернативными предложениями в этом варианте центральные банки получили бы преимущество полного освобождения денежно-кредитной политики от предела нулевой нижней границы. Реализация этого предложение скорее подтвердит приверженность центрального банка целевому уровню инфляции, а не вызовет сомнения по этому поводу.
Тем не менее, реализация такой системы содержит в себе вызовы. Этот шаг потребует важных изменений в финансовой и правовой системах. В частности, необходимо будет решить фундаментальные вопросы, касающиеся денежно-кредитного законодательства, и обеспечить соответствие с правовой базой МВФ. Кроме того, потребуются огромные коммуникационные усилия.
Плюсы и минусы системы зависят от конкретной страны, и их следует тщательно сравнивать с другими предложениями, такими как более высокие целевые показатели инфляции, для расширения пространства денежно-кредитной политики в условиях низких процентных ставок. Мы рассматриваем эти и другие вопросы в наших исследованиях.
Опубликовано 05.02.2019 г.
Источник: Cashing In: How to Make Negative Interest Rates Work
No comments:
Post a Comment