Saturday, January 11, 2014

Сергей Егишянц: Прогноз на 2014 год



Источник: ФРС, Бюро экономического анализа США

...Итак, чего же нам ждать от наступившего года? Прежде всего, ясно, что обилие сигналов тревоги на фондовом рынке (экстремально низкая волатильность, рекордная доля быков, критические пики P/E и P/S, опасно высокое соотношение Q, рекордные размеры операций обратного выкупа акций самими корпорациями, чрезвычайно низкие доходности сделок по слияниям и поглощениям, могучие инсайдерские продажи акций, гигантские маржинальные спекуляции и т.п.) не может совсем ничего не значить – другое дело, что часть этих индикаторов долгосрочные, поэтому их симптомы могут держаться (и даже крепнуть) довольно долго. Но другие-то вопиют прямо о текущей ситуации – поэтому, как нам кажется, серьёзная (15-20%) коррекция на фондовом рынке вероятна уже в первом полугодии (возможно, даже в первом квартале): именно коррекция – чтобы тут сразу же случился разворот, необходимо нечто, сурово меняющее текущий расклад. После означенной коррекции рынок снова пойдёт вверх – и финальный штурм обещает быть весёлым, а его завершение должно случиться не раньше осени 2014 года: возможно, что рост завершится даже ещё на год позже – уж больно много денег напечатали центробанки!

Ниже есть продолжение.

Весьма вероятно, однако, что первым загнётся вниз рынок недвижимости – тому есть ряд причин. Прежде всего, тамошний пузырь самый ненадёжный по источникам формирования – всплеск продаж и цен случился на фоне рекордно низкого ипотечного кредита: но потребных для покупки жилья сумм кэша обычные люди не имеют – стало быть, здесь в основном трудятся спекулянты, а их энтузиазм гораздо более хрупкий, чем у широкого круга домохозяев. Приход последних, однако, маловероятен – ведь индекс недоступности жилья (отношение медианной цены к медианному доходу семьи) на 6-летнем пике. В таких условиях цены на недвижимость и продажи вторичного рынка могут сформировать вершину уже в первые месяцы нового года – особенно если ставки по займам продолжат расти: а это вполне вероятно, ведь эмиссию придётся активно сворачивать – к тому же из-за эффекта низкой базы прошлых весны и лета годовая динамика потребительских цен может начать ползти вверх, лишь добавив энергии росту процента. В то же время первичный рынок способен продержаться чуть дольше – просто потому, что уже начатые строительные проекты чаще всего доводятся до конца, пусть эти дома и придётся продавать со скидкой.

Ещё один момент неопределённости связан с товарными рынками – и здесь опять же ключевыми будут инфляционные ожидания: чем они выше, тем мощнее приток спекулятивных денег в товарные объекты (особенно сырьевые: нефть, газ, металлы) – просто из-за поиска сколько-нибудь доходных вложений на фоне инфляции, пусть в рисковые активы. На валютном рынке всё попроще – чем выше всеобщий разогрев, тем слабее доллар: и наоборот – при каждом серьёзном отскоке бакс дорожает; у йены своя песня – японская экономика, подозреваем, вскоре начнёт разочаровывать, а это сделает тамошнюю валюту очень чувствительной к событиям и особенно свежим планам властей Страны Восходящего Солнца. Разумеется, есть и иные плохо предсказуемые факторы – среди них самым главным является китайский: как сказано выше, там, похоже, развивается перестройка – а как мы помним, заканчивается она обычно не слишком хорошо; тут, правда, другие стартовые условия – однако в любом случае первые же симптомы нестабильности в крупнейшей стране мира могут иметь весьма тяжёлые последствия для глобальных рынков и мировой экономики, для которой китайский спрос прочно стал ключевым локомотивом роста, и эта роль только усиливается.

Исходя из вышесказанного, попробуем набросать принципиальный сценарий. В первой половине года мы скорее всего станем свидетелями усиления напряжённости на фоне "вдруг" вернувшегося инфляционного страха – это сулит рост долгосрочных процентов, стагнацию рынка недвижимости и коррекцию фондовых бирж; доллар укрепится – евро может слететь с 1.40 в 1.31/34; ещё круче способна прорасти йена – особенно если инфляция там перестанет пухнуть, а спрос завалится после повышения налога с продаж 1 апреля; нефть и металлы могут припасть – как и золото, способное нырнуть к 1000-1100 баксов за унцию (хотя это необязательно). Падёж продлится несколько месяцев – а затем начнётся финальный разгон, детали которого в большой степени определят текущие факторы. Два возможных сюжета аналогичны случавшимся в прежние годы. "Как в 1999-м" – всеобщий "энтузазизм", дикий подскок хай-тека (особенно мобильно-планшетного), социальных сетей и других онлайн-ресурсов, экспоненциальный взлёт главных бирж, сравнительно крепкий доллар, умеренный рост сырья и ещё более скромная экспансия золота. Или "как в 2006/07-м" – но тут боги гаджетов и эккаунтов порезвятся много слабее, зато взлетят сырьё и золото; рост фондовых бирж скромнее, доллар и йена будут выглядеть бледнее (у евро реальны 1.40/45).

В зависимости от сценария и его деталей такая фаза роста продлится от 6 до 18 месяцев, загнав нефть Brent в 120/140 долларов за баррель, золото – в 1400/1800 за унцию, Доу – в 17500/20000, ставку 30-летних бондов – к 5% и выше; при этом показатели реальной экономики будут скромны – официоз выдаст умеренный рост, но на самом деле спад продолжится (хотя и с замедлением). А затем наступит расплата – причём при первом сценарии уже начальные раскаты грома могут быть фееричны (вспомним массовый маржин-колл на NASDAQ в апреле 2000 года), зато второй предполагает более неспешные движения, причём сырьё даже какое-то время может продолжать дорожать на фоне дешевеющих акций (как это было в конце 2007-го и первой половине 2008-го). Затем оно всё же упадёт – и тут пути нефти и золота разойдутся: первая поскачет вниз, а вторая полетит к своим целям 3000-5000 – разумеется, это лишь наиболее вероятный сценарий, однако он не гарантирован из-за высокой манипулируемости рынка драгметаллов; в любом случае кризис доверия привычным активам неизбежен – стало быть, будут альтернативы, из которых золото и серебро самые традиционные (вот только не надо влезать во всякие биткойны!) Впрочем, подобное ускорение негативных процессов уже в 2014 году малореально – скорее в последующие пару-тройку лет, в итоге которых рынки могут сильно сдвинуться: нефть и штатовские стоки упадут в разы (по поводу последних есть ряд ориентиров – так, "равновесное кризисное" отношение капитализации рынка к ВВП США держалось в 1975/85 годах у 0.4 – ныне оно втрое выше, превосходя пик 2007 года); евро-доллар вполне может придти к паритету – как, кстати, и фунт-доллар; вершина золота (или каких-то других альтернативных активов) будет тем выше, чем сильнее снова раскрутят печатные станки – а финиш всей феерии реален где-то между 2016 и 2019 годами.

Любопытно, однако, что при всей эффектности описанного процесса мы не ждём каких-то катастрофических процессов в экономиках большинства развитых стран – дело в том, что спад там продолжается и сейчас, но рынки одновременно растут: следующая фаза просто сделает их адекватными экономической реальности – а последняя едва ли даже достигнет темпа спада 2008/09 годов, не говоря о чём-то большем. Ключевые индикаторы спроса (реальные доходы и расходы) и агрегированные показатели (реальный душевой ВВП), думается, уже проделали больше половины пути вниз, упав с пиков 2000 года на 20-25% (в США) – осталось довести снижение до 35-45%, и всё: индикаторы развернутся от уровней 1975/80 годов (кроме зарплат, которые уже достигли значений конца 1950-х – чему есть ряд причин). Штаты будут снижаться немного быстрее, чем сейчас – но не особо драматично; евро-периферия может особо и не упасть – чего нельзя сказать о Германии и особенно Франции; из южных стран ЕС наиболее уязвима Италия. Если США и ЕС создадут нормальное "атлантическое партнёрство" (запуск намечен на 2015 год), которое частично отгородится от иного мира нетарифными барьерами, то внутри него даже будут позитивные структурные процессы: низведение раздутого финансового сектора (тут не удастся отделаться не только "правилом Волкера", но и "Глассом-Стигалом"), устранение явных флюсов (вроде чудовищно дорогой медицины в Штатах и раздутой социально-паразитической системы Европы), выравнивание в разных сегментах мега-региона потоков потребления, выпуска и инвестиций и т.п. Весёлого тут мало – но не предвидится и чаемого патриотической общественностью России "краха проклятого Запада".

В Азии трудности ждут Японию и Южную Корею; болезненные процессы неизбежны и в Китае, что сулит потрясения всему миру; латиноамериканским экспортёрам также не поздоровится – тем более тем из них, что нынче предались совсем уж клоунскому популизму (Венесуэла, Аргентина, Боливия, возможно Чили – если новая президентша начнёт реализовывать свои прожекты – и т.д.) И очень печальной выглядит участь России: во-первых, потому что структура её экономики нынче как никогда заточена под внешний спрос – так что провал сырьевых цен создаст мультипликативный эффект обрушения производства, потребления и инвестиций, заодно образовав и гигантскую дыру в казне (дефицит только федерального бюджета может достичь половины его расходов); во-вторых, потому что расходы властей невозможно серьёзно урезать, ибо с конца 1990-х стоимость "пакета выживания" народа выросла гораздо сильнее средних цен – так что в эпоху дорогой коммуналки и монетизированных льгот вернуться при нужде к практике рубежа веков (которая и обеспечила тогда мощный экономический рост на годы вперёд) не удастся; в-третьих, потому что вся инфраструктура (транспортная, коммунальная, медицинская, образовательная, почтовая) продолжает деградировать – а значит, требует на поддержание работы изрядных средств, которых не будет; наконец, потому что качество государственного управления упало ниже плинтуса – у нас есть серьёзные сомнения, что во власти вообще остались люди, которые хотя бы допускают иные (кроме тупого заливания деньгами) методы решения задач (институциональные, кадровые и т.д.)

В таких условиях последствия вышеописанного кризиса могут быть самыми драматическими – и тут нельзя исключить самых худших сценариев (четвертьвековой и даже 100-летней давности). Но в 2014 году события должны развиваться ещё оптимистично – после коррекции глобальных рынков можно будет выловить акции и рубль на вполне интересных для покупок уровнях (скажем, по валюте где-то около 34-36 к доллару и 46-48 к евро): затем на фоне вздорожания сырья наши активы вполне способны основательно подняться – породив немало оптимистичных иллюзий. Совсем "каноничным" был бы сценарий наиболее быстрого развития мировых сценариев – тогда уже этим летом мы бы увидели весь позитив разом: дорогие акции и нефть, мощный рубль, красивые числа экономического роста (из-за эффекта низкой базы, возникшего весной-летом 2013 года, годовая динамика ВВП в середине года должна зримо выправиться) – и, как апофеоз, зрелище солнцеликого, в привычно хамской манере поучающего внешний мир по разным вопросам (напомним, саммит Восьмёрки пройдёт в Сочи в июне). Скорее всего, однако, процесс растянется на более долгий срок – и будет не так синхронен: но посмотрим – и в любом случае после достижения описанного "пика оптимизма" от всех возможных рублёвых активов надо избавиться надолго, ибо их будущее дно просто не просматривается и может быть сколь угодно далёким. Стоило бы ещё порассуждать о спичках-соли-тушёнке и прочих радостях кризисной жизни в России – но это уже явно выходило бы за рамки жанра настоящего обзора, посему остановимся на сказанном: sapienti sat!
http://www.itinvest.ru/analytics/reviews/world-markets/8041/

No comments:

Post a Comment