Wednesday, July 03, 2019

Почему Версальский мирный договор оказался "перемирием на 20 лет" (28.06.2019)

Заметка полностью. Форматирование сохранено.

Версальский мир стал унижением Германии и России, а также не оправдал надежд США, ставших сразу же, опираясь на недовольных, среди которых была и Япония, успешно готовить Вторую мировую войну ради установления мирового господства.

Ниже есть продолжение.

«Это не мир, это перемирие на 20 лет!» так отреагировал французский маршал Фердинанд Фош, главнокомандующий союзными войсками, на заключение Версальского мирного договора, и оказался настолько прав, что Адольф Гитлер в оккупированной Франции приказал заботиться о его памятнике.

Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце, официально завершил Первую мировую войну. Однако он не только не решил, но ещё более обострил причины её возникновения, что неизбежно привело в 1939 году ко Второй мировой войне. В Китае, правда, считают, что она началась уже в 1937 году. Плюс-минус год – как же точно предвидел будущее маршал Фош.

Договор вступил в силу 10 января 1920 года, после его ратификации парламентом Веймарской республики и четырьмя главными союзными державами – Британией, Францией, Италией и Японией. Конгресс США отказался ратифицировать этот документ как не отвечающий национальным интересам страны. Россия, без которой победа союзников была невозможна и которая заплатила за неё миллионами жизней своих солдат, приглашена в Версаль не была. В ней бушевала разжигаемая извне гражданская война, куда более страшная и кровавая, чем только что закончившаяся мировая. Несмотря на свои неоспоримые заслуги в победе Антанты, Россия рассматривалась предавшими её «союзниками» скорее как побеждённая страна, территории которой они раздавали всем кому не лень, чтобы никогда впредь не допустить её величия.

По выражению участвовавшего в Версальской конференции британского военного министра Уинстона Черчилля, Россия была «неприятной и трудной темой». С другими проигравшими странами – Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией – победители подписали отдельные договоры, которые все начинались с Устава Лиги Наций, этого другого плохо кончившего англосаксонского детища Версаля.

Версаль и Вена. В чём разница?


Почему Версальская мирная конференция – в отличие от Венского конгресса – оказалась прологом катастрофы, пророчески написал в своей книге «Мировой кризис» участвовавший в ней Уинстон Черчилль, возглавивший Британию в годы Второй мировой войны:

«В 1814 году в изящной и церемонной обстановке частных совещаний собралась группа аристократов, всю жизнь обучавшихся ведению государственных дел и дипломатии, до последней степени уставших от войны и ненавидевших перемены; целью их было восстановить и укрепить традиционный общественный порядок после двадцатилетних смятений. В 1919 году вопросы решали народные трибуны и лидеры народных масс, добравшиеся в грубой сумятице партийной борьбы до головокружительных высот власти и победы и с опаской балансировавшие на ненадёжном и изменчивом основании, которое представляет собою сила общественного мнения. Все они претендовали на то, чтобы обеспечить человечеству наилучшее будущее… В 1814 году происходили спокойные обдуманные совещания уверенных в себе и прочно сидевших на своих постах людей; в 1919 году происходили шумные столкновения сбитых с толку демагогов, из которых каждый привык к широкой деятельности, каждый должен был обеспечить победу за собой и за своей партией и дать удовлетворение национальным опасениям и страстям независимо от того, были ли они основательны или нет».

Это были политики, запутавшиеся в «лабиринтах» тайных договоров, заключённых между державами в годы войны. Они «работали над бумагами» под разъярённые крики толпы, требовавшей «заставить немцев за всё заплатить», «обыскать их карманы», «повесить кайзера», взыскать хоть с большевиков «царские займы»…

Договор подписали ставленник американских банкиров и промышленников, подготовивших войну, отец Федеральной резервной системы президент Вильсон, тонкий интриган британский премьер Ллойд Джордж, непримиримо настроенный к немцам французский премьер Клемансо по кличке Тигр и бледный как мел немецкий министр иностранных дел Герман Мюллер…

Как Германию спровоцировали на реванш

Замеченную всеми бледность немецкого министра можно понять. Статьи 42 и 43 запрещали Германии содержать и сооружать укрепления на Рейне и держать там войска. Статья 45 обязывала её передать Франции угольные копи в Саарском бассейне, – этот регион, согласно статье 49, отдавался под управление Лиги Наций минимум на 15 лет. Статья 51 возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, находившиеся с 1871 года в составе Германии… Немцев заставили также передать часть своей территории Бельгии, Дании, вновь созданным Чехословакии и Литве, а также обширнейшие территории – скроенной из трупов трёх империй Польше, вынудили смириться с превращением немецкого Данцига в «вольный город».

Население страны сразу уменьшилось на 5,5 миллиона человек. Восточная Пруссия оказалась отделённой от основной части Германии «польским коридором», проблема которого стала формальным поводом для начала Второй мировой войны. У Германии отобрали все её колонии.

Очень важной была статья 160. В ней говорилось: «Самое позднее с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трёх дивизий кавалерии. С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырёх тысяч»...

Кроме того, «Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме»… Согласно статье 173, «всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии. Германская армия может строиться и комплектоваться только путём добровольного найма».

И это было ещё не всё: основная часть сохранившегося немецкого военно-морского флота передавалась победителям. Германия обязывалась возместить в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий, причём их объём конкретно не назывался. С долгами немцы должны были расплатиться до 1951 года.

Статья 233 предусматривала, что «Германия произведёт в течение 1919 и 1920 годов и первых четырёх месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причём эквивалент этих выплат будет 20 000 000 000 (двадцать миллиардов) золотых марок». А ещё немцам предстояло содержать «все Союзные и Объединившиеся армии на оккупированных германских территориях… с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года», которые останутся на них в течение минимум 15 лет.

Свои подписи под договором – помимо основных стран-победительниц – поставили также представители Бельгии, Боливии, Бразилии, Кубы, Эквадора, Греции, Гватемалы, Гаити, Хиджаза (часть нынешней Саудовской Аравии), Гондураса, Либерии, Никарагуа, Панамы, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Государства словенцев, хорватов и сербов, Сиама (нынешний Таиланд), Чехословакии и Уругвая. Комментарии, как говорится, излишни.

К чему это привело?

Не потерпевшим военного поражения немцам, войска которых на момент перемирия находились повсюду глубоко на вражеской территории, все эти и другие условия Версальского мирного договора казались несправедливыми, дикими и унизительными, как и то, что их делали единственными виновниками и злодеями Великой войны. Предъявленные Германии претензии лишь разжигали народный гнев, поскольку в том, что касалось финансовой части, они были невыполнимыми, а военной – отчасти тоже. Своих разрешённых солдат немцы готовили как офицеров, офицеров – как генералов. Генеральный штаб переименовали и оставили. Управлять запрещёнными им танками и военными самолётами учились на тайных полигонах в Советской России. Они существовали до тех пор, пока Гитлер не пришёл к власти. Немецкие лётчики обучались в Липецке – в годы войны немцы его не бомбили.

Поэтому неудивительно, что с первых дней мира разоружённая и униженная Германия стала мечтать о реванше, прежде всего – отомстить Франции. На этом очень умело сыграл Гитлер, за стремительной политической карьерой которого стояли США, пока к этому проекту в середине 30-х годов не подключились также в антисоветских целях очень пожалевшие об этом затем Британия и Франция. Германия после Версаля быстро подружилась с выкинутой из мировой политики Россией – вначале при Веймарской республике и одно время даже при Гитлере, как и с двумя обиженными победителями Первой мировой – Италией и Японией. Перед немцами лежала Европа мелких, слабых, с искусственными границами, не способных самостоятельно постоять за себя стран, которые надорвавшиеся, истёкшие кровью в Великой войне Британия и Франция были не готовы защищать, повторяя как мантру фразу «никогда больше».

И другие выводы

Гитлер, которого англосаксы выращивали для похода против СССР, никогда бы не пришёл к власти в Германии, если бы не унижение Версаля и то, к чему оно привело: политическая нестабильность, экономические кризисы, обнищание широких слоёв населения. США же, не получившие по итогам Великой войны власть над всем миром, чего добивался через голову своего народа президент Вильсон и стоявшая за ним американская олигархия, получили возможность попробовать осуществить свой замысел со второй попытки. При президенте Франклине Рузвельте.

Американцам помогла в этом не только жаждавшая реванша Германия, но и обиженная при дележе немецких колоний, не получившая вожделенных территорий на российском Дальнем Востоке Япония, мечтавшая о территориальных захватах Италия. Да и СССР, вынашивавший планы коммунистической глобальной экспансии, американцы индустриализировали в 20-30-е годы прежде всего для того, чтобы придать новой готовящейся ими чужими руками мировой бойне невиданный доселе размах и ожесточение. Чтобы теперь уже точно создать на обломках старого мира Pax Americana, чего не удалось в 1919 году в Версале президенту Вильсону.

Именно поэтому Версальский мир и оказался «перемирием на 20 лет», прологом к ещё более страшному мировому конфликту. Однако вытекающая из этого мораль, увы, до сих пор не усвоена цепляющимися за появившийся ненадолго в начале 90-х годов ХХ века «однополярный мир» США: чтобы мир был действительно прочным, он должен быть справедливым.
https://aurora.network/forum/topic/69093-pochemu-versal-skiy-mirnyy-dogovor-okazalsja-peremiriem-na-20-let

No comments:

Post a Comment