Wednesday, September 11, 2019

Андрей Светенко: институт брака в СССР (09.02.2019)

mp3

...начнется вот этот разговор о том, что мы строим отношения. Поговорить о том, как это было в прошлые времена. Не говоря о том, что половинки по определению величины равные, а вот браки-то как бы сплошь и рядом бывают какие-то неравные. Вот как это было в советские времена, что там за неравенство и возможно ли оно, и вариации на эту тему. У нас в гостях эксперт, специалист Елена Юрьевна Рождественская. Елена Юрьевна, приветствую вас.

Ниже есть продолжение.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Добрый день.

СВЕТЕНКО: Профессор Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики", доктор социологических наук. Давайте возьмем времен такие обозримые, послевоенные, то есть там вторая половина XX века. Кстати говоря, последствия войны, наверное, очень сильно сказались на этой проблеме, конечно же, вот такое неравенство.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Конечно. То есть брачный послевоенный рынок – это вообще платформа неравенства, потому что мужчин стало на треть меньше. И соответственно сразу после войны фиксировался демографический кратковременный рост брачности, что, в общем-то, свидетельствовало о некоторой отложенности решений о заключении брака еще до войны, с одной стороны. А с другой стороны, вот эта диспропорция гендерная – мужчин мало, а женщин много – привела к тому, что изменилась и структура брачности возрастная. То есть самое большое количество браков заключалось в возрастной группу 20-24 года. Представляете себе?

СВЕТЕНКО: Это имея в виду кого, мужчин?

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Женщин, женщин.

СВЕТЕНКО: Женщин.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Женщин, да. То есть, вообще-то говоря, высокая разводимость (женщины в средних и старших возрастах оставались одинокими, и уже понятно, что на всю оставшуюся жизнь). А вот молодые выходили замуж, и практически вот мужское население целиком было в браке, в отличие от женщин.

СВЕТЕНКО: Казалось бы, все просто, сколькими случаями по литературе, по разговорам (я с детства, так сказать, эту тему знаю), что вот женщины поколения там начала 20-х годов (то есть тех годов, которые погибли на войне в 20-25 мужчины), они остались, ну грубо говоря, в пролете, потому что вернувшиеся, оставшиеся уже смотрели на девушек 28-го, 29-го, 30-го годов рождения, и так далее, и так далее. И поэтому здесь понятно: как бы возрастная несопоставимость – мужчины старше, женщины младше. Ну и, казалось бы, и всё. Или какие-то другие еще явления, более сложные, неожиданные?

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Фоном, конечно, происходило очень интересное явление, которое называется "вторым демографическим переходом", которое заключается в том, что смертность не по военным причинам, а по естественным сходила не то чтобы на нет, но уменьшалась вследствие определенного медицинско-технического прогресса. А с другой стороны – падала рождаемость. То есть это два взаимосвязанных процесса, которые идут рука об руку. Поэтому когда мы говорим о том, чтобы влиять на рождаемость, мы должны понимать, что это связано со смертностью, уровнем смертности. Поэтому вот страна послевоенная Россия, Советский Союз, она вступила в полосу вот этого демографического перехода, который происходил очень резко. То есть мы на самом деле по сравнению с европейскими странами запоздали где-то на столетие. То есть Франция лет 100 как вступила, например, по сравнению с Россией и Советским Союзом, а мы вступили вот в эти года. И поэтому те резкие изменения, они, конечно же, сказывались на всех социальных процессах.

СВЕТЕНКО: Но мы же говорим о большой стране. Мы и сейчас сплошь и рядом уточняем: одно дело – Москва, а другое дело – там провинция или, не дай бог, деревня. А тогда-то это еще больше, наверное, какие-то основания для различий.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ: Разумеется, в городах, в крупных городах, в мегаполисах этот процесс шел быстрее.
http://radiovesti.ru/brand/61005/episode/2098668/

No comments:

Post a Comment