Важно

  •  

Sunday, November 02, 2025

Война Путина с ангелом смерти: насколько реальна мечта о бессмертии (03.10.2025)

Форматирование моё.

Уже много лет Владимир Путин интересуется всеми возможными способами продления жизни. Он создал национальный исследовательский центр, цель которого - разработка инноваций в области бессмертия, а его приближенные возглавляют проекты по борьбе со старением. Последнее его высказывание на эту тему касалось многократных пересадок органов - таких, которые позволили бы человеку оставаться вечно молодым. Безумие это и фантазии или, возможно, он ближе к реальности, чем кажется?..

Месяц назад, во время военного парада в Пекине, камеры и микрофоны зафиксировали необычный разговор между президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином. Путин рассуждал вслух о возможности многократных пересадок органов, которые позволят человеку оставаться вечно молодым. Эти слова, показавшиеся на первый взгляд сценой из фантастического фильма, были услышаны по всему миру и вновь разожгли тревожный, но вместе с тем захватывающий вопрос: насколько мы на самом деле близки к тому, чтобы превратить мечту о продлении жизни в медицинскую реальность?


Ниже есть продолжение.

Это не первый случай, когда появляются сообщения о попытках президента России победить смерть. В прошлом году он распорядился создать национальный исследовательский центр, занимающийся разработкой технологий продления жизни - от методов замедления старения клеток до передовых нейротехнологий.

Его давний соратник Михаил Ковальчук возглавляет в России проекты в области бессмертия, включая инвестиции в технологии печати органов из лабораторных клеток. Старшая дочь Путина, Мария Воронцова, по профессии эндокринолог, также получила огромные государственные гранты на исследования в области регенеративной медицины и клеточного обновления. Она участвует и в генетических проектах, связанных с Кремлем.

Но является ли сама идея - многократные пересадки органов, позволяющие жить вечно, - фантастической или научной реальностью, находящейся на стадии становления? По словам профессора Биньямина Декеля, заведующего детской нефрологией и Институтом исследований стволовых клеток в детской больнице "Сафра" медицинского центра "Шиба", а также руководителя Центра регенеративной медицины "Саголь" Тель-Авивского университета, в этом есть зерно истины.

"Очевидно, что в процессе старения органы постепенно теряют функции и работают хуже. Если заменить их новыми, можно продлить их работу и продлить жизнь. В этом есть логика, - говорит он. — Старение даже без болезни может привести к отказу внутренних органов, например почек. Их работа снижается по мере старения. Так что теоретически Путин совершенно прав: может быть показание к замене органа, который перестает функционировать из-за возрастных изменений или болезни, на новый".

Однако реальность пока далека от этой мечты. "Чтобы это стало возможным, нужно устранить главные препятствия пересадки органов, - подчеркивает профессор Декель. - Во-первых, необходимо найти донора. Во-вторых, после операции человек должен всю жизнь принимать тяжелые иммуносупрессоры, вызывающие серьезные побочные эффекты. Вряд ли кто-то согласится пить такие лекарства без смертельной болезни. Поэтому на данный момент это нереалистично".

По его словам, чтобы идея стала реальностью, нужны два условия: неисчерпаемый запас органов и возможность пересаживать их без иммуносупрессии. "Если решить эти проблемы, учитывая, что сами операции становятся технически все проще, можно будет реально говорить о замене органов по мере их старения", - объясняет он.

Сегодня ученые исследуют два основных направления, чтобы преодолеть нехватку доноров:

1. Использование органов генетически модифицированных свиней.

"Идея такова: пересаживать органы свиней человеку - так называемая ксенотрансплантация. Это позволит увеличить количество доступных органов. Но иммунное отторжение в этом случае еще сложнее. Недавно начали решать эту проблему с помощью генной инженерии: изменяют гены свиней так, чтобы молекулы, отвечающие за иммунное отторжение, не действовали. Иногда редактируют десятки генов одновременно. Это очень сложная задача. И надо помнить, что у свиней есть вирусы и инфекции, которые могут передаваться человеку", — отмечает профессор Декель.

Он добавляет, что уже были первые попытки пересадки почек и сердца свиньи человеку в США. "Это направление перспективное, но мы еще не там. Чтобы реализовать такое, Путин должен вкладывать колоссальные деньги в исследования. Это крайне сложно, но в будущем реально" - поясняет Декель.

2. Выращивание органов из стволовых клеток в лаборатории.

"Создать отдельные клетки или ткани возможно. Но создать полноценные органы - намного сложнее. Очень трудно воспроизвести процесс человеческой эмбриональной эволюции в лаборатории. Тем не менее, прогресс есть: недавно мы пересадили ткань почки, выращенную из стволовых клеток. Но это пока только ткань, а не полноценный орган", - говорит Декель.

Одно из преимуществ выращивания органов в лаборатории - возможность использовать стволовые клетки самого пациента и тем самым избежать иммунного отторжения. Но и тут есть ограничения. "Не всегда целесообразно брать клетки самого пациента. Например, 75-летний человек захочет молодые стволовые клетки. Поэтому сегодня есть подход, при котором используют чужие стволовые клетки, вносят в них генетические изменения, отключая гены, отвечающие за иммунное отторжение, и выращивают из них маленькую почку или печень. Такой орган можно пересадить без риска отторжения", - объясняет профессор.

Еще одна важная прорывная разработка уже показала результат. "Недавно взяли линии клеток поджелудочной железы донора, генетически изменили их, отключив гены иммунного отторжения, и пересадили людям с диабетом. Эти клетки превратились в островки Лангерганса, производящие инсулин, и их не атаковал иммунитет пациента. Это уже считается настоящим прорывом", - подчеркивает профессор Декель.

► И вот вопрос на миллион долларов: как меняют мозг?

Но чтобы жить "вечно", нужно больше, чем просто замена частей тела: даже если нам удастся создать бесконечный запас почек, печени и сердец, остается главный вопрос, на который пока нет ответа: что делать с мозгом. Продление жизни путем замены органов может застопориться там, где начинают разрушаться память, мышление и личность.

"Эти сочетания стволовых клеток и регенеративной медицины (области медицинских исследований, сосредоточенной на лечении повреждений организма путем создания новых органов/тканей или клеточной терапии с целью запуска регенерации в повреждённой зоне) открывают бесконечные возможности. Вопрос в том, что делать с мозгом, - соглашается профессор Декель. - Я всегда говорю: у тебя будут новые органы, но что делать, если ты станешь страдать деменцией? Как можно улучшить когнитивные способности? Это захватывающий вопрос. Сейчас, например, идут попытки пересаживать клетки, выделяющие дофамин, больным болезнью Паркинсона, - болезнью, связанной с дефицитом дофамина в мозге. Пересаживают линии стволовых клеток, производящих дофамин, и это действительно поразительно".

Но здесь на пути встает стена реальности. "Это может помочь при болезни Паркинсона, но пока при всех нейродегенеративных заболеваниях у нас нет способа улучшить когницию, высшие функции, память и мышление. Так что я говорю: у Путина могут быть новые органы, но вопрос в том, как он будет функционировать", - говорит профессор.

И все же, если прислушаться к профессору Декелю, этот замысел далек от того, чтобы быть чистой фантастикой. Глядя в далекое будущее, он рисует сценарий, который почти звучит как визит в автомастерскую - только не для автомобиля, а для нашего тела.

"Теоретически можно прийти к состоянию, когда у тебя будет что-то вроде гаража с разными возможностями для замены органов, - говорит он. - Подумай: у тебя будет приложение - заказываешь орган. Приходишь, выбираешь орган, получаешь его и все. Если ты видишь, что стареешь и хочешь продлить свою жизнь, что, не воспользуешься? Понадобится хирургическая операция, конечно, но в этом есть смысл. Чем дальше продвигается наука и понимание механизмов, связанных с иммунным отторжением и механизмов регенеративной медицины, тем более все это становится применимым - в этом я абсолютно не сомневаюсь".

По его словам, как только появляются биологические принципы, их применение - лишь вопрос времени. "Когда я был студентом, все время говорили о ксенотрансплантации, и вот уже есть трансплантаты от свиньи человеку. Когда я был студентом 35 лет назад, мы не знали всех механизмов отторжения, не были знакомы с терапевтическими возможностями и с вариантами генной редакции. Между наукой и медициной есть принципиальная разница: мы всегда недооцениваем время внедрения. Оно занимает гораздо больше, чем планируется. Но это случится. У меня нет никаких сомнений", - уверен Декель.

►Омоложение без трансплантации

Однако до того дня, когда мы сможем сидеть, закинув ногу на ногу, и листать каталог органов, уже на горизонте виднеются более скромные, но куда более практические прорывы. Речь идет не о замене всего органа, а о предотвращении его деградации.

"Прежде чем появятся целые органы для пересадки, у нас будут методы предотвращения деградации существующих органов, - и это более реально. Вот над чем мы работаем: молекулы, которые выделяют стволовые клетки, чтобы предотвратить ухудшение. Это станет реальностью в течение десятилетия. С целыми органами пока трудно предсказать сроки. Но и это наступит", - уверен профессор Декель.

В конечном счете, даже если мы доживем до эпохи, когда органы будут заменяться как запчасти в автомобиле, главный вопрос не исчезнет: что мы будем делать с дополнительными годами жизни, и что останется от нашей человеческой идентичности, когда тело перестанет быть главным ограничением? Путин, возможно, представляет себе мир, где бессмертие - это лишь технический вопрос многократных пересадок, но наука напоминает нам, что жизнь - это гораздо больше, чем сердце, печень или почки. Продление жизни, возможно, сможет отсрочить встречу с ангелом смерти, но оно также заставляет нас спросить: как мы хотим жить, а не только - сколько. И, может быть, именно это и есть самые важные вопросы.

https://www.vesty.co.il/main/article/hkjqn5a2gg

No comments:

Post a Comment