...нас произошла довольно принципиальная вещь... [В мире] перестали работать механизмы собственности...
Дело в том, что ФРС США это очень сложное образование, в котором формально большую часть менеджмента контролируют частные акционеры. Там 5 человек назначается президентом США, по-моему, а 7 или 8 соответственно, там сложный механизм, но частными акционерами. И частным акционерам было четко сказано, что ребята, есть пределы. Вот туда ходи, а сюда не ходи. И я склонен считать, что произошла принципиальная вещь, но которая не могла не произойти. Дело в том, что на протяжении 100 лет примерно, а ФРС США законом была учреждена в 1913 году, а работать начала с начала 1914 года, так вот она постепенно захватывала мир в том смысле, что все большая и большая часть той прибыли, которая образуется в мировой экономике, она образовывалась за счет эмиссии доллара. Последние 30 лет практически не было в мире прибыли, которая бы не была эмиссионной. И под этот механизм все выстроились. Худо ли бедно ли, но выстроились.
Ниже есть продолжение.
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/919025-echo/
О. ЖУРАВЛЕВА - То есть теперь, наконец, мы приходим к тому моменту, когда надо будет менять систему.
М. ХАЗИН - Совершенно верно. А для того чтобы менять систему, нужно прежде всего представлять себе, как она устроена. А вы понимаете, что если деньги очень платит только один человек, то он всю систему, в том числе и науку, и управление, все под себя выстраивает. И вот мы сегодня видим эту замечательную картину, при которой ни один академический институт в рамках этой системы ничего внятного о причинах кризиса и последствиях не говорит. Вот что самое удивительное. Никто вообще. Это производит очень сильное впечатление. Потому что люди за пределами этих институтов, в общем, что-то говорят. Ну мы теорию написали еще лет 10 назад, есть еще довольно много людей, есть у нас же теория кризиса, связанная с кондратьевскими циклами в нашей стране. Я к ней отношусь скептически, но это мои личные проблемы. Есть и другие теории. Но они все за пределами вот этой науки. И это очень неприятная ситуация, потому что она фактически закрывает возможности для того, чтобы быстро придумать что-то альтернативное.
О. ЖУРАВЛЕВА - То есть либо ужасный конец, либо бесконечный ужас.
М. ХАЗИН - Безусловно, в какой-то момент будет ужасный конец, потому что ужаса без конца быть не может. Но проблема в другом. Люди вообще очень сильно себя неловко чувствуют, когда они не видят будущего...
...С точки зрения мировой экономики кризис состоит в том, что падает спрос. Граждане много лет получали денежки из разных источников, мы выдавали кредиты все больше и больше, рефинансируя их старые долги, они получали от государства, особенно в Европе, все эти социальные государства. Ну и в России тоже чего-то получали. Пенсионеры получали какие-то деньги, может быть несколько больше, чем сейчас. И все это существовало до тех пор, пока была возможность рефинансировать всю эту массу долга. А сегодня все, кончилось. Если люди не покупают, то предприятия не производят. Если предприятия не производят, оно либо закрывается, либо увольняет часть работников. Эти люди тоже перестают покупать. И так далее. И дальше в какой-то момент экономика сползает на некоторое новое равновесное состояние. Когда снова доходы населения и его расходы равны. Сейчас расходы населения сильно больше, чем реально располагаемые доходы. Если смотреть на Европу, то этот уровень по нашей оценке примерно в 2 раза ниже нынешнего. Для США ниже на 55-60%, это очень много. Великая депрессия это 30-35% спада была. Как и у нас в 90-е годы, вот у нас уровень жизни упал на 30-35%. Вот катастрофа 90-х годов это снижение всего-то на треть. А тут снижение на половину. И это будет ой-ой-ой. А другое дело, что есть страны, в которых консервативные люди живут, с традиционным обществом сильным, где крестьян много, еще чего-то, в них социальные последствия будут меньше. Чем крупнее город, тем страшнее социальные последствия. Куды податься бедному горожанину. Для него работы нет, у него жена, дети, еще кто-то. Лифт отключается, потому что за него никто не платит. Воду отключают, потому что за нее никто не платит. Работы нет, идти некуда. Даже если его отвезти в деревню, он не умеет работать в поле. Это для него запредельная вещь. Крестьянин понимает, что он всегда может чего-то посеять, наш крестьянин, не какой-то американский фермер, потому что американскому фермеру нужны современные технологии. Он уже давно разучился сам работать…
О. ЖУРАВЛЕВА - Михаил, я вспоминаю конец 80-х, начало 90-х, когда все простые советские интеллигенты вдруг внезапно самозахватили себе куски…
М. ХАЗИН - И стали выращивать картошку. Будут выращивать. У нас тоже будут выращивать картошку. Проблема в том, что раньше, вот я хорошо помню 70-е годы, я уже человек пожилой, я даже помню 60-е годы, что каждый клочок ровной земли вокруг железных дорог, там росла картошка. Ее никто не трогал. А если у вас будут ходить голодные бомжи, то они будут эту картошку выкапывать. Значит, сразу же начинаются проблемы. Потому что соответственно нужно ставить охрану. Я вот помню, как в 90-е годы под Москвой есть небольшой городишко такой, Электроугли называется. Там местные жители себе сделали самозахватом участочки, и они там регулярно ставили охрану. 20 участочков и один человек, берданки тогда не было, но он ходил с большой палкой и колотил бомжей…
О. ЖУРАВЛЕВА - Короче говоря, советские люди выживут в любых условиях.
М. ХАЗИН - Так теперь-то молодежь-то, которым 20 лет, она уже не советская.
...Эономическая теория говорит, что будет сильно хуже...
О. ЖУРАВЛЕВА - То есть все должно уходить на низовые, самоорганизация населения. Мы своим подъездом свою тушенку обороняем от соседнего.
М. ХАЗИН - Совершенно верно. Все будет зависеть от самоорганизации. Вот смотрите, в Рязани тут недавно произошли события. Это произошла что называется самоорганизация населения. А товарищ Ткачев явно пытается на этой самоорганизации населения извлечь из этого какие-то гешефты политические. И явно намекает на то, что в Ставропольском крае ситуация уже критическая. Если не закритическая. И так далее. Очень много есть проблем, которыми просто вообще никто не занимается.
No comments:
Post a Comment