Saturday, September 05, 2015

Крепнущая память сверхдержавы

Форматирование моё. Сильно сокращено.

Грандиозный парад на Тяньаньмэнь 3 сентября – первый в КНР, посвященный годовщине японской капитуляции и окончания Второй мировой. До сих пор подобные мероприятия здесь не культивировались. Они были довольно редки и приурочивались к другим поводам.

Ниже есть продолжение.

...В сущности, не столь важны и различные поправки, внесенные хозяевами торжества в историческую канву Второй мировой. Хотя и понятно, что в прежнем своем виде она не соответствует потребностям дня. Китай, воевавший с Японией еще с 1931-го, а в полную силу – с 1937-го, вынужден был год за годом сдавать позиции под ее натиском. Вплоть до начала 1945-го японские войска проводили здесь успешные наступательные операции крупного масштаба. Самостоятельной победы над Японией Китай так и не одержал.

Стойко сопротивлявшиеся китайцы продержались только благодаря помощи сначала СССР (до 1941-го), а затем США (после 1941-го). Союзники признавали Китай великой державой, но не считали его военные усилия равными своим. Именно поэтому генералиссимуса Чан Кайши не приглашали решать судьбы мира ни в Тегеран, ни в Ялту.

...официальное название нынешних юбилейных мероприятий звучит так: "70-я годовщина Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам и в Мировой антифашистской войне". Понятно, что такой угол зрения естественным порядком обеспечивает Китаю решающую роль в этих событиях...

Чтобы гармонизировать свое историческое прошлое, китайцы решили одну застарелую проблему. Или, как минимум, вплотную подошли к ее преодолению. Ныне существующая КНР возникла в 1949-м в результате победы коммунистов над гоминьдановцами. А в 1945-м капитуляцию Японии перед союзниками принимал вместе с остальными победителями именно гоминьдановский режим, признававшийся тогда всем миром, включая Советский Союз, как единственная законная китайская власть.

Естественный вопрос о том, чей же триумф в таком случае сейчас празднуется, официальный Пекин разрешил более внятным, чем когда-либо раньше, признанием патриотических заслуг Гоминьдана. Мало-помалу образы тогдашних смертельных врагов, коммунистов Мао Цзэдуна и гоминьдановцев Чан Кайши, сливаются в едином потоке китайской истории. Великая китайская традиция уже готова переварить и тех, и других...
http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/09/02/1436013.html

No comments:

Post a Comment