Wednesday, February 17, 2010

Хазин: о распаде зоны Евро


...Дело в том, что любая сложная структура, такая, как ЕС, она во многом живёт на легендах. И надо чётко понимать, что разрушение этих легенд, оно очень негативно влияет на сам институт. Грубо говоря, до того, как весной 1991 года, точнее чуть-чуть раньше, был объявлен референдум о том, что мы не хотим распада СССР, никому в голову не приходило, что СССР может распасться. То, что сейчас происходит – это публичное обнародование тезиса о том, что ЕС может не только расширяться, но и сокращаться.

Ниже есть продолжение.


А при этом нужно понимать, что последние лет 10 единственный стержень, на котором существовал ЕС – это расширение. Изначально, когда создавалась зона евро, понятно, что это не совсем то, что Евросоюз, но в данном случае речь идёт о зоне евро, было понятно, что там есть два типа стран с разными типами экономик – северной и южной. Условно говоря – северная получает основной доход от продажи продукции с высокой долей добавленной стоимости, условно говоря, машиностроение. А южная продаёт в основном продовольствие и социальную поддержку населению оказывает за счёт туризма.

В условиях кризиса мирового, когда сокращается туристический поток, эти страны всегда увеличивали социальные расходы бюджета и под это дело девальвировали свою валюту. Именно поэтому итальянская лира всегда была дешёвой, греческая драхма, испанская песета. А дальше кризис заканчивался и всё возвращалось обратно. Сегодня у них евро, дефицит растёт, они не могут отказаться от социальной поддержки населения. А девальвировать нельзя. Это означает, что начинаются проблемы.

Нужно одно из двух – либо оставить эти страны в ЕС, но вернуть им национальные валюты, но это сокращение зоны евро и сокращение его авторитета в мире. Фактически это означает, что та часть экономики, которая обслуживается исключительно евро, сокращается. Значит в мире евро больше, чем нужно. Какое-то количество евро будет обменено на другие валюты, что фактически означает падение курса евро.

Т. ДЗЯДКО: То есть, этот вопрос отнюдь не только символический.

М. ХАЗИН: Нет, конечно. Вариант другой. Нужно радикально изменить экономику Греции, для этого нужно пересмотреть всю систему разделения труда в Европе. Например, создавать автомобильные заводы, что-то там создавать. Но сегодняшняя экономика и мировая, и европейская, падает. Она сокращается. В условиях сокращения экономики заниматься такого рода структурными преобразованиями, под это непонятно откуда брать ресурсы.

Поэтому я склонен считать, что в конце-концов рано или поздно Греции будет предложено из зоны евро выйти. Но при этом нужно понимать, что это с точки зрения мироощущения среднего европейца, это катастрофа.

Т. ДЗЯДКО: А помимо Греции есть страны?

М. ХАЗИН: Все страны Южной Европы – Испания, Португалия, Мальта, может быть. Частично в Южной Италии и Южная Франция. Там есть компенсация со стороны севера. Ещё Ирландия. Это знаменитые страны ПИГС, Португалия, Ирландия, Греция и Испания.

Т. ДЗЯДКО: Они могут оказаться в том же положении.

М. ХАЗИН: Они теоретически окажутся в том же положении. Эта история означает следующее. Что ЕС и зона евро в том варианте, в той модели, в которой они создавались 10-15 лет назад, нежизнеспособны сегодня. Это значит, что не будет зоны евро, она будет другой. Это довольно естественное состояние, потому что изначально, когда создавалась зона евро, все понимали, что есть серьёзные проблемы. Но все считали, что на фоне роста будет ресурс, которым эти дырки можно заливать.

Проблема состоит в том, что когда начался кризис, длинный кризис, стало понятно, что ресурсов заливать эти проблемы больше нет.

http://www.echo.msk.ru/programs/creditworthiness/656412-echo/

No comments:

Post a Comment