Saturday, March 17, 2012

Дов Конторрер. Из пятничного приложение к газете "Вести"

Форматирование моё.


Израильский отказ

...Не вдаваясь в анализ этих умозаключений, кое в чем весьма уязвимых как с фактической точки зрения, так и в плане предлагаемых автором оценок, отметим пока что следующее: Ури Авнери [известный публицист газеты hаарец] подразумевает наличие тайны состоявшихся переговоров Нетаниягу с Обамой, ставит эту тайну выше публичных аспектов визита и допускает в качестве единственного ее содержания грозное американское "Не сметь!"


Ниже есть продолжение.


С прямо противоположной оценкой происходящего выступил политический обозреватель газеты "Макор ришон" Ури Элицур. По его мнению, освещающие визит журналисты не поняли главного: "Встреча в Белом доме была в этот раз сугубо формальным мероприятием, тогда как настоящие, определяющие переговоры стороны вели с трибуны конференции ЭЙПАК. Нетаниягу выступал там, обращаясь к Обаме, а Обама произносил свою речь для Нетаниягу. И не Нетаниягу просил там о чем-то американского президента, как поспешили заключить комментаторы, сообразуясь с привычным для них и в большинстве случаев правильным пониманием израильско-американских отношений, а Обама обращался с просьбой к премьер-министру Израиля. И Нетаниягу ответил на эту просьбу вежливым, но достаточно внятным отказом".

Просьба Обамы состояла, по мнению Ури Элицура, в том, чтобы Израиль повременил с военной операцией против ядерной инфраструктуры Ирана до президентских выборов в США. Ради этого он был готов в первый раз пообещать, что в случае провала политики санкций Соединенные Штаты сами нанесут удар по Ирану.

"Обама использовал весь свой риторический дар, чтобы убедить Израиль в том, что он может положиться на его слово, - пишет Эпицур. - Нетаниягу ответил ему, что, увы, не может. Разумеется, это не было сказано прямо. Нетаниягу не мог открыто заявить перед 14 -тысячной аудиторией, что он не верит президенту США, а Обама не мог сказать, что он просит Израиль подставить шею под лезвие гильотины, чтобы не мешать его избирательной компании. Но если это и не было сказано прямо, суть вещей лежала очень близко к поверхности. Чтобы обнаружить ее, достаточно было копнуть на два сантиметра".

Отмечая, что никогда в прошлом ни один президент США не пытался задобрить ЭЙПАК столь отчаянным образом, Элицур сводит суть его выступления к простейшей формуле: не начинайте летом, потому что осенью у меня выборы, и я не хочу прийти к ним на фоне нового кризиса,связанного со скачком цен на нефть, так что давайте надеяться, что и для вас после моего переизбрания не будет слишком поздно. А если будет? В этом случае Обама обещает решить иранскую ядерную проблему своими силами.

"Но почему израильтяне должны ему верить? - спрашивает автор цитируемой статьи. - После выборов Обаме будет совсем не так важно, что думает о нем ЭЙПАК, а вот стоимость нефти будет для него и тогда чрезвычайно важным резоном. В общении с президентом Обамой израильтянами накоплен разный опыт, совсем не сводящийся к патоке его последних речей. У Израиля также имеется горький исторический опыт, связанный с американскими гарантиями. Например, по завершении Синайской компании 1956 года нам были даны гарантии того, что США не позволят Египту перекрыть Тиранские проливы когда-либо в будущем, но в 1967 году, когда Насер блокировал проливы, Аба Эвен услышал в Вашингтоне, что там никак не могут найти документ, в котором зафиксированы эти гарантии Белого дома...



Обаме снова и снова приходилось обращаться к участникам конференции ЭЙПАК с просьбой: "Поверьте мне!", зная, что на следующий день на ту же трибуну поднимется Нетаниягу. Тот поднялся и дал ответ президенту, предъявив собравшимся два старых документа времен Второй мировой войны. Сутью его ответа было почтительное, но твердое: "Нет".


No comments:

Post a Comment