Saturday, August 23, 2014

"Нерушимая скала": предвыборная кампания началась

Заметка полностью (без внешних ссылок). Форматирование моё.

Лето 2014 года предоставило готовый и почти не нуждающийся в обработке материал для исследования на тему связи между внешней и внутренней политикой в Израиле.

Все, что исследователю нужно будет сделать – это проследить за высказываниями восьми министров, входящих в главный стратегический форум страны – военно-политический кабинет. Именно там принимаются – или должны приниматься – решения, именно там обсуждаются шаги, которые Израиль предпринимает в ходе войны в Газе, именно там министры делятся своим мировоззрением, именно там они заботятся о своем политическом будущем, именно там уже сегодня идет подводные баталии будущей предвыборной кампании. Не верите? Судите сами.

Ниже есть продолжение.

Премьер-министр Биньямин Нетаниягу выступает за продолжение попыток прийти к той или иной форме дипломатического урегулирования с ХАМАС. Его поддерживает министр обороны Моше Яалон. Оба они, как известно, представляют партию "Ликуд".

Министр юстиции Ципи Ливни возражает против переговоров с ХАМАС. Как именно она видит завершение операции в Газе ясно не вполне, но с точки зрения лидера "А-Тнуа" к любому решению должен быть привлечен глава ПНА Абу-Мазен, с которым Ливни не теряет надежды учинить скорый мир. (Он же – Абу-Мазен – остается ее главной надеждой на политическое выживание).

Министр финансов Яир Лапид ("Еш Атид") требует собрать всех вместе и поговорить. Под "всеми вместе" имеются в виду страны международного сообщества, которые соберутся на международную конференцию и сделают не очень понятно что. Но идея масштабная, а главное никто – ни один действующий политик ее не высказал. Кто сказал, что у Лапида нет внешнеполитической программы?

Нафтали Беннет ("Байт Иегуди") в свою очередь советует ни с кем не разговаривать, а с ХАМАС тем более. Вместо этого лидер религиозных сионистов предлагает в одностороннем порядке завершить операцию, открыть КПП, тем самым заметно облегчив повседневную жизнь людей в Газе, и жестко реагировать на любые ракетные обстрелы.

Авигдор Либерман настаивает на маленькой победоносной войне с целью свержения правительства ХАМАС в Газе, а Ицхак Аронович настаивает на том, чтобы строго исполнять волю Авигдора Либермана.

Остается Гилад Эрдан, чья позиция не до конца ясна, и она меняется по сложно просматривающейся логике. Достаточно сказать, что Эрдан, не раз выступавший за очень серьезные военные шаги в Газе, голосовал на заседаниях кабинета за прекращения огня. Но Эрдан, при всем уважении к нему, не является ключевой фигурой ни в кабинете, ни в политическом раскладе и можно предположить, что на решающем голосовании он поддержит премьер-министра, особенно в том случае, если его голос будет решающим.

Нет никаких оснований сомневаться в искренности высказываемых министрами предложений. Но сам факт публичного озвучивания разногласий с премьер-министром в ходе военной кампании, причем разногласий не тактического, а стратегического характера, вкупе с весьма прозрачными политическими оттенками этих предложений, делают их, по меньшей мере, двусмысленными.

Моше Яалон, который видит себя преемником Нетаниягу (если представить себе невероятное, что нынешний премьер не будет занимать свой пост вечно), действует по тактике, которой следовал Ольмерт во времена Шарона. Яалон все более уверенно занимает нишу "правой руки вождя", и не без оснований надеется, что Нетаниягу запомнит, кто был ему верен в эти трудные дни. Будущий визави Яалона по схватке за ликудовский трон Гидеон Саар ведет себя иначе. Дуэль обещает быть феерической.

Про Ципи Ливни сказано все. Без партнера по мирному процессу (простите, что я смеюсь) у нее нет политического будущего. Попытки срочно состряпать повестку дня на фоне очередного провала попытки учинить мир во всей Палестине, не сработают. "А-Тнуа" возникла как партия мирного процесса. Поэтому для Ливни политическая эксгумация Абу-Мазена является единственным спасением.

Яир Лапид за полтора года на посту министра понял, что одним законом о призыве сыт не будешь, и очень срочно ищет свое место во внешнеполитической дискуссии. Идея международной конференции отныне запатентована.

Авигдор Либерман (и Ицхак Аронович, чего уж там) продолжает попытки реанимации бренда, заметно утратившего свой блеск за почти два года в связке с "Ликудом". Публичное расторжение союза с Нетаниягу (и навсегда останется тайной выбор момента), пресс-конференции и публичные заявления достойные оппозиционера в ходе войны и наиболее радикальные предложения – все это явным образом увязано с политическими интересами лидера НДИ. Судя по опросам общественного мнения, тенденция которых еще неоднократно поменяется, он действует правильно.

Судя по тем же опросам, очевидным победителем операции "Нерушимая скала" является Нафтали Беннет. Он не критикует Нетаниягу, более того является одним из лучших представителей правительства в западных СМИ, он в фэйсбуке пишет о солдатах, в публичных интервью говорит о единстве народа, а его предложения находят свой путь на главные заголовки новостных сайтов без того, чтобы лидеру "Байт Иегуди" приходилось публично демонстрировать свое несогласие с Нетаниягу. Беннет осторожен и точен. Результатом являются опросы, в которых его партия неизменно усиливается.

Биньямин Нетаниягу продолжает демонстрировать почти чудеса политической эквилибристики. Во всех опросах большинство израильтян выражают недовольство промежуточными итогами операции. Такое же большинство дает высокую оценку деятельности триумвирата Нетаниягу-Яалон-Ганц. Эти весы не смогут долгое время находиться в состоянии равновесия. И возможно именно этот процесс и даст ответ на витающий в воздухе вопрос о будущем коалиции и возможных выборах. Трудно представить, что нынешняя коалиция просуществует достаточно долго в ее нынешнем виде. Слишком сильны недоверие, противоречия, да и просто неприязнь, царящую между соседями по этой "коммунальной квартире".

Если чаша начнет склоняться в сторону поддержки главы правительства, Нетаниягу рискнет пойти на досрочные выборы. Поводов для роспуска Кнессета у него будет предостаточно, и бюджет 2015 года лишь один из них. Если же Нетаниягу почувствует, что пришло время сказать словами Ольмерта – "я непопулярный премьер-министр", он сделает все от него зависящее, чтобы сформировать альтернативную коалицию и отложить визит на избирательные участки.

"Когда гремят пушки, музы молчат", говорили древние. Летом 2014 года выяснилось, что израильская политика продолжает "говорить" и когда гремят пушки.

http://www.polosa.co.il/blog/73525/

No comments:

Post a Comment