Господин Элькин, перед праздником Песах вы сопровождали премьер-министра в его поездке в Россию. Как бы вы могли охарактеризовать итоги визита?
Это был очень важный визит. Он был срочным, незапланированным. У нас намечен визит в Россию в начале июня... Минувший срочный визит был связан с тем, что ситуация в Сирии постоянно меняется, весьма динамична, и была необходимость более четких договоренностей, которые позволили бы избежать недоразумений между нами и российскими войсками. Если вы помните, то мы летали в Москву еще в сентябре. Нетаниягу был первым мировым лидером, оценившим происходящие изменения и осознавшим, что мы находимся в новой реальности. Тогда были достигнуты договоренности, которые более или менее соблюдались в течение последнего времени. Эти соглашения были очень важны. Примеру Нетаниягу последовали и другие лидеры, в том числе американские, которые пришли к соглашениям с Россией на том или ином уровне. И обратный пример того, что происходит, когда нет достигнутых соглашений – это осложнения российско-турецких взаимоотношений. Вот именно такого сценария мы хотим избежать.
Вы сказали, что визит был срочным, незапланированным. Была какая-то оперативная ситуация, которая стала катализатором такого срочного визита? Иными словами, что-то произошло?
Как вы понимаете, я не могу вдаваться в подробности. Скажу лишь, что если премьер-министр летит в Москву за два месяца до даты уже назначенного визита и берет с собой командующего ВВС, то у него есть на то причины.
Ниже есть продолжение.
И каков итог этой части переговоров?http://txt.newsru.co.il/arch/israel/06may2016/elkin_701.html
Переговоры были очень успешными. Во-первых, президент России очень трезво отнесся к этой теме, и к тем моментам, которые мы выносили на обсуждение. Кроме этого, тот факт, что в ходе переговоров президент России позвонил министру обороны и приказал ему изменить график и вместе с группой высокопоставленных военных встретиться с командующим ВВС израильской армии, чтобы перенести достигнутые договоренности на практические рельсы, говорит о том, что российская сторона серьезно отнеслась к тем темам, которые мы поднимали, отреагировав достаточно быстро и оперативно.
Еще одним важным для Израиля вопросом является сохранение свободы действий по предотвращению поставок оружия через сирийскую территорию. Полагаю, что эта тема также обсуждалась в Москве.
Эта тема все время обсуждается, наша позиция неизменна и хорошо известна России. Есть несколько причин, по которым мы настаиваем на полной свободе действий, как в воздушном пространстве Ливана, поскольку на территории этой страны "Хизбалла" развернула против нас ракетную армию, и мы не скрываем того, что должны знать все о происходящем, так и в воздушном пространстве Сирии, чтобы предотвратить незаконные, противоречащие резолюциям Совета безопасности ООН поставки оружия "Хизбалле". Причем речь идет об оружии, которое способно нарушить баланс, сформировавшийся в регионе. Россия хорошо понимает эту политику Израиля, для нас во многих смыслах это – "красная черта", что мы неоднократно доказывали.
Помимо понимания, Россия готова не препятствовать таким действиям Израиля?
Мы не спрашиваем ни у кого разрешения на такие действия. Это наша политика, это действия, направленные на обеспечение нашей безопасности, и так мы продолжим действовать...
Вообще складывыается впечатление, что в последние года полтора произошло очень серьезное сближение между Израилем и Россией. Это только впечатление или действительно есть сдвиги?
В последние годы Россия гораздо больше, чем раньше вовлечена в происходящее в регионе, поэтому ее присутствие сильнее ощущается. Вообще, я с 2009 года сопровождаю израильско-российские отношения на самом высоком уровне, наблюдаю контакты Нетаниягу с российскими лидерами – и с Путиным, и с Медведевым. Отношения между лидерами уже очень давно достаточно теплые, основаны на взаимном уважении. Это некий инструмент, который важно использовать в целях национальной безопасности.
Россия и тем более ее предшественник Советский Союз никогда не были потенциальными союзниками Израиля...
Они и сейчас не являются. Именно как человек, который немало сделал для развития израильско-российских связей, я не питаю никаких иллюзий по поводу того, что Россия откажется от своих интересов в арабском мире. Надо хорошо понимать, чего можно ожидать от России, чего нет. В контексте комплекса российских интересов трудно ожидать какого-то стратегического сотрудничества между Израилем и Россией. Но есть диалог. В рамках этого диалога открыто обсуждаются интересы обеих сторон, и даже когда они не совпадают, очень важно, что все дискутируется, и идет поиск решений, максимально учитывающих интересы обеих стран. Это соответствует интересам израильской безопасности, и очень удачно получилось, что хорошие личные отношения Нетаниягу и Путина позволяют отстаивать эти интересы...
Беседовал Габи Вольфсон
No comments:
Post a Comment