Friday, March 15, 2024

Из интервью экс-посла в США Майкла Орена: взлёт и падение концепции

...Вас удивил крах концепции, обвалившейся 7 октября 2023 года?

Я присутствовал при формировании этой концепции. В 2017 году премьер-министр поручил мне координировать вопрос ситуации в секторе Газы. Я в один день стал "специалистом" по этому вопросу. Тогда я занимал должность заместителя министра в министерстве главы правительства. Одним из основных вопросов было улучшение гуманитарной ситуации в Газе. Продукты питания, лекарства, санитария. Были разные идеи, но ничего из этого не вышло. Надо понимать, что ХАМАС хочет, чтобы жители Газы бедствовали и страдали. Чем в более бедственном положении жители Газы находятся, тем лучше для ХАМАСа. Тем легче призвать мировое сообщество на помощь Газе, там легче обвинить Израиль, тем сильнее зависимость жителей Газы от ХАМАСа. Все, что вы знаете о цивилизованности, можно выбросить в мусорник, когда речь идет о ХАМАСе.

Но концепция была...


Ниже есть продолжение.

Не просто была. Я не помню кого-либо, кто пытался ее оспорить. Концепция была простой. ХАМАС выступает в двух ролях. Джихадистская, исламистская, террористическая группировка с одной стороны, и управленческая структура с другой. Что такое правительство в Газе? Это ХАМАС. И концепция заключалась в том, что при помощи катарских денег можно убедить ХАМАС предпочесть вторую роль первой. До 7 октября это неплохо работало на протяжении нескольких лет. 7 октября перестало работать. Но был еще один довод. Мы все время спрашивали себя, готово ли израильское общество заплатить цену, которую придется заплатить за разгром ХАМАСа. Тогда речь шла о 500 погибших солдатах в случае такой операции в Газе. И после каждого круга эскалации мы приходили к выводу, что израильское общество не готово. Потребовалось 7 октября, чтобы ситуация изменилась.

Более тысячи человек должны были погибнуть, чтобы общество созрело?

Вероятнее всего так. По-человечески это можно понять. Но есть один важный момент, на который стоит обратить внимание. Мы все время критиковали Обаму за то, что он верил в возможность превратить Иран в ответственное государство на Ближнем Востоке при помощи денег. Он попал в ту же ловушку.

И мы делали то же самое с ХАМАСом, что Обама с Ираном.

В известном смысле, мы принадлежим к цивилизации, в которой все люди верят, что другой похож на него. Дайте человеку много денег, и он не станет вас убивать. Мы заплатили очень дорого, чтобы понять, что это не так. Не все люди мыслят и действуют одинаково.

С вашей точки зрения, мы извлекли уроки?

Да. Без сомнений...



No comments:

Post a Comment