Tuesday, March 03, 2009

Единство Европы слишком легко нарушить


неожиданно над всеми достижениями последних десятилетий нависла угроза: экономическая уязвимость Восточной Европы перед лицом нынешнего финансового кризиса вызывает призрак нового раскола между Востоком и Западом, и эти опасения подчеркиваются националистической враждебностью, которая в прошлом вела к катастрофам.

как Великая депрессия открыла эпоху политического экстремизма и усиления фашистских и коммунистических диктатур, так и нынешняя волна финансовых потрясений может придать силу политическим демагогам, которые могут пошатнуть благородное дело европейского единства.





Но всего нескольких месяцев хватило для того, чтобы Польша, Венгрия, Латвия, Болгария и Румыния пошатнулись под воздействием кредитного кризиса, который снизил темпы роста и обрушил обменные курсы их национальных валют. В этом году восточноевропейские страны должны выплатить более 400 млрд. долларов краткосрочных долговых обязательств, а у некоторых из них нет ресурсов, необходимых для погашения долга. Это вызывает обеспокоенность у Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые в пятницу объявили о предоставлении этим странам пакета помощи объемом в 31 млрд. долларов.

...
Тем временем, австрийские и другие западные банки и страховые компании, которым должны восточноевропейские клиенты, оказались под мощным давлением со стороны общественности своих стран, требующей от них вывода капиталов из региона. В посткоммунистическую эпоху австрийские банки ринулись на восточные рынки, и сегодня кредиты Австрии Востоку составляют 70 процентов ее ВВП. Некоторые аналитики опасаются, что уязвимые позиции австрийских банков в Восточной Европе могут вызвать катастрофу, сопоставимую с крахом венского банка Creditanstalt в 1931 г., который подтолкнул Европу к Депрессии.

На недавней встрече в Риме министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк (Peer Steinbrueck) заявил своим европейским коллегам, что многие не осознают, насколько велик риск повторения ошибок 1930-х. Тогда, как и теперь, европейские правительства подавались соблазну пойти на поводу общественного мнения, требовавшего шагов в духе 'ограбь ближнего своего', которые в конечном итоге трансформировали финансовый кризис в Великую депрессию. Это помогло прийти к власти нацистам и другим политическим экстремистам. К концу 1930-х годов в пятнадцати европейских странах установилась правая или левая диктатура.


...После Второй мировой войны Европа представляла собой впечатляющую историю успеха, демонстрируя, как долгосрочные блага международного сотрудничества могут оказаться выше краткосрочных национальных интересов. Теперь призывы к протекционизму все громче звучат повсюду. Но тревожный аспект происходящего в Европе заключается в том, что финансовый кризис переплетается с популистскими страхами, отражающими трагическое прошлое континента. Однажды я уже видел, как разрушилась мечта Европы о единстве. Надеюсь, что мне не придется вскоре стать свидетелем ее окончательного крушения.


http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2009/02/27/AR2009022703659.html
http://inosmi.ru/stories/04/08/13/3444/247697.html

No comments:

Post a Comment