Tuesday, March 19, 2013

Тупики цивилизации

По наводке блога Дневник кризиса.
Форматировавние моё.

...Усиление трудностей реализации товаров ведет, помимо прочего, к формированию извращенной экономики, в которой на каждого работника, занятого производством реальных благ, приходится полдюжины тех, кто занят дистрибуцией, продажей, маркетингом, мерчендайзингом, рекламой, ребредингом и т. п.! А к ним добавляются — в связи с паразитизмом «элиты» и ожесточением борьбы всемогущих монополий — еще с полдюжины тех, кто трудоустроен сторожами, бодигардами, юристами, пиарщиками, психоаналитиками, астрологами, составляет разного рода обслугу, включая проституток и любовниц.

Может ли такая, отнимающая у сферы производства трудовые и денежные ресурсы, экономика обеспечить быстрый и уверенный рост и решение на этой основе наболевших проблем человечества? Вот рост потенциальных технологических возможностей и оборачивается на деле замедлением темпов мирового роста, прерываемого при этом «рецессиями»...

Беда в том, что существующий способ производства ограничивает сферу применения современной техники и сильно задерживает этим экономический рост. Промышленность перемещается в страны третьего мира, где внедрению дорогой высокопроизводительной автоматической техники препятствует дешевизна рабочей силы. И там вместо безлюдных заводов-автоматов и роботизированных комплексов по-прежнему преобладают архаичные предприятия с широким применением примитивного ручного труда. Да, новый технологический уклад рождается, но рождается он в муках и не может утвердиться на большей части планеты!

Интернет — это средство доступа людей к знаниям, накопленным человечеством. Однако частная собственность на производственную информацию и коммерческая тайна делают такой доступ на практике невозможным. Интернет соответственно не может сегодня раскрыть свои потенциально безграничные возможности в качестве особого средства производства, своего рода коллективного мозга человечества, расширяющего творческие возможности каждого работника, — обратной стороной чего является гипертрофированное развитие развлекательной функции сети.

Ниже есть продолжение.

Интернет так и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Из-за этого в 2000 г. и лопнули доткомы, чьи акции были раздуты радужными обещаниями, но не принесли предполагавшихся дивидендов. Такая судьба — бум, подгоняемый спекулятивной биржевой горячкой, перегрев, а затем обвал акций и крах многих компаний — грозит любой вновь возникающей инновационной отрасли, если она развивается не для удовлетворения растущих потребностей общества, а ради извлечения сверхприбыли и «накачки» ценных бумаг. И если эта отрасль достигла крупных масштабов и обрела многочисленные прочные связи с другими, то ее крах непременно вызовет проблемы в смежных отраслях и во всей экономике.

В наше время товаром все больше становятся не вещи, а информация, информационные продукты (технологии, компьютерные программы, базы данных и др.). Однако информация как специфический неотчуждаемый и неуничтожимый в процессе потребления продукт труда по сути своей товаром быть не может. Форма товара в ее случае совершенно искусственна; и противоречие между принципиально нетоварной природой информации и наложенной на нее внешней формой товара четко проявляется в коллизиях по поводу промышленного шпионажа, нарушения авторских прав, «компьютерного пиратства», «несанкционированного доступа» и т. п. Развитием производительных сил отчетливо поставлен вопрос о том, что информация должна перестать быть товаром и объектом частной собственности, должна стать, напротив, достоянием всего человечества, доступным для всех.

Интернет опять же пока лишь потенциально — техническая база для системы планирования и управления экономикой, для реализации идей советского ученого В. Глушкова об ОГАС (общегосударственной автоматизированной системе управления). Но в разобщенной частной собственностью экономике это невозможно — и это обесценивает интернет, не позволяя ему раскрыть свои возможности.

Компьютеры, информационные технологии, интернет и прочие средства коммуникации развиваются и впрямь стремительными темпами, но в значительной мере — сами по себе и сами для себя, не получая должного приложения в сфере материального производства. И, заметим, в последние пару десятилетий развитие техники в целом приобрело весьма странный характер. Если не считать компьютерное дело и, возможно (хотя и это тоже можно поставить под сомнение), биотехнологии, уже давно практически вообще не делаются крупные, действительно прорывные изобретения, меняющие жизнь человечества.

Вместо этого все больше происходит «прогресс по мелочам»: там улучшили качество картинки на экране, ввели какие-то новые опции в некий предмет бытовой техники, чуть повысили удобство пользования им. И все это раздувают рекламой, объявив выдающимся достижением технической мысли и невиданным благом для потребителей — чтобы сбыть втридорога, опустошив карманы среднего класса!

Потребителям постоянно предлагают новые поколения модных гаджетов, одновременно делают бытовую технику недолговечной, побуждая покупателей к ее частой смене. Этим создается видимость «технического прогресса» — и в это убогое русло направляется растущая масса умственного труда, усиленного компьютерами!


Зато нет требующихся человечеству революций в энергетике, нет освоения Луны и планет, полного превращения предприятий в заводы-автоматы — в общем, всего того, что рисовали полвека назад футурологи. Потому как революционное развитие техники невыгодно хозяевам нашего мира — они понимают, что такой характер развития приведет к краху устоявшихся монополий-гигантов, обострит кризисы перепроизводства, умножит безработицу, вызовет социальное перенапряжение на всей планете. Монополии будут делать все, чтобы замедлить технический прогресс — дав взамен пиплу мелкие бытовые удобства и интернет как возможность уйти в виртуальный мир, отвлекшись от проблем «реала».

Чтобы противодействовать растущей проблеме реализации производимых товаров, состоятельным слоям населения навязана модель потребления в стиле «жить, чтобы потреблять», потребления, все более далекого от действительного удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей человека. Это сверхпотребление, обычно лишь ради повышения личного статуса в глазах окружающих, ложится неподъемным грузом на экологию и грозит катастрофами в будущем. Воистину сама ограниченность природных ресурсов Земли и хрупкость естественной среды нашего обитания ставят шлагбаум нынешней модели развития!

Но вот что самое ужасное: в нашу эпоху, когда главенствующим становится умственный труд, когда вроде бы формируется «экономика знаний», отнюдь не происходит, как того требует новый характер производства, «всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности». Отнюдь: сохраняется и закрепляется профессиональная односторонность и ограниченность; огромные массы народа подвергаются примитивизации, превращаются зачастую — не без участия того же интернета — в полуживотных, живущих простыми инстинктами.

Мы наблюдаем это повсеместно: и в бедных странах с их нищетой и жалкой сферой образования; и на постсоветском пространстве, деградирующем от проводящихся «реформ»; и в странах золотого миллиарда, развращенных паразитизмом. Но ведь именно человек — вообще, а в нашу эпоху особенно — есть главная производительная сила общества! И без развития человеческого потенциала дальнейший прогресс человечества и решение его проблем невозможны...
http://2000.net.ua/2000/forum/puls/89124

1 comment:

  1. Будущее неизбежно!
    http://ms1970.livejournal.com/83652.html

    ReplyDelete