Sunday, December 19, 2021

Скандальные будни коалиции

Отрывок.

...Система взаимозамен, позволяющая депутатам от оппозиции или коалиции, "сачковать" по тем или иным причинам, существует очень давно. Депутат от коалиции договаривается с депутатом от оппозиции, сообщает главе коалиции о достигнутой договоренности, и получает разрешение отправиться по своим делам. Норма эта крайне проблематична, так как открывает почти бескрайний простор для разного рода комбинаций. Избиратели голосовали за партии для того, чтобы их представители работали – в оппозиции или в коалиции, но работали, а не искали возможности улизнуть с зачастую скучных обсуждений и монотонных голосований.

В Кнессете 24-го созыва, где коалиция опирается лишь на 61 мандат, взаимозамены еще более проблематичны. Так произошло на этой неделе, когда заместитель министра Абир Кара ("Ямина"), возмущенный решением распространить действие "зеленого стандарта" на торговые центры, отказался голосовать с коалицией. Этот инцидент произошел в среду, когда на повестке дня Кнессета, как правило, находятся частные законопроекты в предварительном чтении. Эти голосования не грозили коалиции серьезными неприятностями и не сулили оппозиции больших побед. Однако руководство коалицией приняло решение "не поддаваться на шантаж" и вызвало из дома депутата Ширли Пинто ("Ямина") с шестидневной дочкой на руках. Пинто, у которой есть давний и острый конфликт с ее товарищем по фракции Абиром Карой, тем не менее обвинила оппозицию в том, что она "повела себя аморально". Трудно понять, в чем состоит суть претензий к оппозиции. Нафтали Беннет (вернее, Яир Лапид), формировавший коалицию, опирающуюся на 61 мандат, отлично понимал, что наступят моменты, когда этого зыбкого большинства будет не хватать для победы на голосованиях.

"Мы отлично знаем, что не сможем победить на всех голосованиях, будут и поражения", – сказал в свое время ... глава "Тиква Хадаша" Гидеон Саар.

Не очень понятно, почему оппозиция должна спасать коалицию от самой себя, когда там вспыхивают внутренние распри. Можно ли требовать от футбольной команды вывести с поля игрока, если в команде противника кто-то травмирован?


Ниже есть продолжение.

Можно предположить, что скандал с Ширли Пинто стал не последним скандалом подобного толка. Борьба между оппозицией и коалицией в Кнессете 24-го созыва ведется без правил и выходит далеко за рамки исключительно политического противостояния.

Но и в самой коалиции продолжаются трения. На этой неделе в эпицентре скандала находился министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев, который в ходе встречи с заместителем госсекретаря США Викторией Нуланд заявил, что его особое беспокойство вызывает "насилие со стороны поселенцев на Западном берегу".

Вряд ли кто-то был удивлен такой позицией министра внутренней безопасности. Омер Бар-Лев, и это всем хорошо известно, находится на левом фланге партии "Авода", и понятно, что оценивает происходящее в Иудее и Самарии с весьма определенной точки зрения.

Однако в нынешнем Кнессете вообще и в нынешней коалиции в частности такие взгляды находятся в меньшинстве. Министр внутренних дел Айелет Шакед наиболее резко высказалась по поводу слов Бар-Лева. "Он утратил ориентиры", – сказала Шакед. Премьер-министр Нафтали Беннет был более осторожен, заявив лишь, что радикальные элементы есть в каждом сегменте.

Помимо идеологических разногласий, Бар-Лев и Шакед извлекли из этой перепалки и политическую выгоду. Каждому хотелось в наиболее удобном свете предстать перед своим электоратом. Такие перепалки выгодны обеим сторонам.

Парадоксальность политической ситуации нашла свое отражение и в конфликте вокруг заявлений Бар-Лева. Глава партии РААМ Мансур Аббас призвал не обобщать и не "стричь всех поселенцев под одну гребенку". Министр финансов Авигдор Либерман, министр строительства Зеэв Элькин и министр юстиции Гидеон Саар вообще не сочли нужным комментировать высказывания Бар-Лева.

Теракт, совершенный арабскими террористами возле Хомеша, лишь подогрел страсти. "Еще одно проявление насилия со стороны поселенцев", – с горькой иронией прокомментировал происшедшее депутат Итамар Бен Гвир ("Ционут Датит").

На этой неделе правительство пополнилось новым заместителем министра. Меир Ицхак а-Леви ("Тиква Хадаша") вступил в должность заместителя министра просвещения. В настоящий момент в правительстве Беннета-Лапида работают 28 министров и шесть заместителей министров, в то время как коалиция опирается лишь на 61 мандат.

"Я ничего хорошего не могу сказать о размерах нашего правительства и о числе министров", – сказал на этой неделе министр связи Йоаз Хендель. Он добавил, что единственным оправданием является "политическая необходимость". Можно лишь вспомнить, ту убийственную критику, которая звучала из уст нынешних министров (в первую очередь министра иностранных дел и сменного премьер-министра Яира Лапида) по поводу числа министров в правительстве Нетаниягу-Ганца. Обещания "новой политики" растворились в повседневной, заурядной "политической необходимости".

В министерстве просвещения появился не только новый заместитель министра, но и новый генеральный директор. После громогласного увольнения Игаля Словика министр Ифат Шаша Битон поспешила объявить, что это решение не имело никакого отношения к разногласиям по вопросу о вакцинации в стенах школ, однако для многих этот шаг стал еще одной демонстрацией несогласия министра просвещения с действиями правительства в этой области.

"Рано или поздно Ифат Шаше Битон придется выбирать. Либо она будет выполнять решения правительства и не демонстрировать так откровенно свое несогласие с ними, либо ей придется подать в отставку", – заявил в интервью "Кан РЭКА" стратегический советник Ронен Цур.

В аналогичном духе высказываются и многие в политических кругах. Глава партии "Тиква Хадаша" Гидеон Саар публично поддержал Шашу Битон, однако есть те, кто откровенно говорят, что Шаша Битон превратилась в обузу для "Тиква Хадаша" и для коалиции в целом.

В пятницу должны вступить в силу решения о распространении "зеленого стандарта" на торговые центры. Премьер-министр Нафтали Беннет и министр здравоохранения Ницан Горовиц были вынуждены изменить этот проект, отменив ту его часть, которая касается выдачи "браслетов" на входе в торговые центры. Многие СМИ предпочитают пояснять, что это решение продиктовано "общественным давлением". Однако правительство, как правило, меняет свои решения под влиянием политического, а не общественного давления. Именно оно и имело место на сей раз. Лишь изменив изначальный план коалиции, удалось уладить конфликт с Абиром Карой и добиться его согласия голосовать с коалицией. Кто сказал, что политические интересы не влияют на профессиональные решения?

И последнее. На этой неделе исполнился год со дня смерти Ахувии Сандака, 16-летнего юноши, погибшего в ходе преследования полицией автомобиля, в котором он находился. Вот уже год как правоохранительные органы не могут принять решение по делу. Его рассмотрение переходит из государственной прокуратуры к юридическому советнику правительства и обратно. Можно по-разному относиться к "Молодежи холмов", активистом которой был Сандак, можно по-разному относиться к демонстрациям, которые вот уже много недель проводят правые на улицах Иерусалима. Но два факта бесспорны: правоохранительные органы обязаны принять решение и дать ответ на вопрос, кто повинен в смерти юноши. А второй факт заключается в том, что без агрессивных демонстраций это дело давно было бы забыто и положено под сукно.

https://txt.newsru.co.il/israel/17dec2021/polit_701.html

No comments:

Post a Comment