Thursday, November 17, 2011

Кургинян о Востоке и Западе

По наводке блога Дневник кризиса.
Форматирование моё.

Цитата дословная, но это сокращённый вариант выступления. Ниже приведена ссылка, из которой она взята, а также ссылка на полный вариант выступления.






Все наши проблемы и их решения кроются в нас самих. Однако от человечества старательно утаивают эту истину.

Восток и Запад отличаются не тем, что Восток бездействует. Просто он отличается отношением к субъекту и технологиям.

Каждый человек решает по-своему: «Что делать? Кто делает?» Ответ простой: ты себя должен перевести в новое качество. И тот, кто это сделает, будет уже не «ты». Но перейти в новое качество человек может только на этапе трагического потрясения, которое может или сломать, или преобразить его.

Смысл заключает в этом испытании, в тебе! Запад считает, что всё решается так: «Я остаюсь при своих и делаю что-то умное. Я не с собою что-то делаю, а во внешнем мире.

Таково, например, западное представление о лечении. Чем восточная медицина отличается от западной? Западная медицина не требует изменения человека. Она требует, чтобы он выполнял рецепты врача. Восток говорит о другом: я могу дать тебе лекарство, но я потребую изменить всего тебя.

Это совершенно другая культура, взгляд, идущий от себя, от ситуации – к центру. Он возвращается ко мне – это моя ошибка. Я, сделавший ошибку, должен исправить что-то в себе.

Западный же человек пытается исправить что-то в окружающем мире, а себя оставить при своих. Он лишен трагического переживания и всего, что с этим связано. И в этом – принципиальнейшее отличие.


Ниже есть продолжение.


Мы, конечно, не должны кидаться из крайности в крайность, и, отбрасывая всё, что имеет Запад, начать учиться только у Востока. Но мы должны понять, в чем суть. И понять, что некий опыт, которым Восток обладает, бесценен и неотменяем. И связан он с тем, что ты должен задать вопрос самому себе. Ты должен начать с субъекта, а не с технологии. С «быть», а не с «действовать». Исправишь там нечто, внутри – мир исправится.

Это вопрос бегства от свободы, бегства от себя, которое западная культура начала на определенном этапе. Она потеряла себя. Вопрос не в том, что она должна вернуть себе Восток. Кто только этим ни занимался! Паломничество восточных гуру на Запад. Они разлагали этот Восток, издевались над ним. Все эти бесконечные псевдо-тантристы, ведантисты, даосы, буддисты, хиппи-миппи… Особенно «нью-эйдж»… Это – суррогат, который они обрушили на Запад, это «Восток для бедных».

XXI век стал временем, когда человек в наибольшей степени может соединиться со своими личностными ресурсами, открыть свои тайны – и в наибольшей степени лишен этой возможности. От него отчуждены технологии личностного роста. Он никак не может соединиться с ними. Он ощущает, что они где-то рядом, но они всё дальше от него. Чем их больше, тем они дальше. Он превращается в одномерное существо. Вот это – бегство от свободы: одномерный человек, который не может использовать технологии роста.

Но он это понимает, он тоскует по ним, он чувствует, что они где-то рядом. И тут оказывается, что только небольшой круг элиты может реально пользоваться этими высокими достижениями и возможностями, связанными с личностным ростом, а остальные не имеют к этому ключей.

«Пожалуйста, бегай, ори, выбирай всё в пределах дешевого меню, ходи, кушай, гуляй, грей свои телеса на любом курорте, но только не лезь в себя! Не лезь в себя, потому что это опасно, потому что мы не хотим, чтобы ты соединялся с этими ресурсами, которые предоставляет XXI век. Ведь впервые наступило время, когда ты действительно можешь восходить в полном объеме. Но если ты начнешь восходить – изменится всё. Слишком сильно изменится мир, слишком сильно изменится власть, поэтому делать ты этого не должен».

Есть два пути. Первый: создать скота, который просто этого не будет хотеть.

А вот если ты захочешь, ты должен получить суррогат, фуфло, подделку, средство деструкции. На рынок должно быть выброшено столько этих псевдосредств, чтобы ты в них запутался. А в мозгах твоих не должно быть критериев, по которым ты отберешь подлинное от неподлинного, нужное от ненужного. Ты должен быть лишен инструментов выбора, у тебя не должно быть учителей. Все учителя должны быть скомпрометированы. Разница между шарлатаном и подлинным учителем должна быть полностью стерта.

Кроме того, всё подлинное трудно, медленно, оно требует тебя целиком, оно мучительно. А тебе предлагают нечто простое, на халяву: «Дыхни пять раз, чихни два раза, сядь в эту позу, обнимись с барышней… Приятное дело! И получишь бессмертное «тонкое тело». Не получил? Завтра получишь. Ну, еще постарайся».

Так затягивают лохов на это поле, используя их естественную и правильную человеческую потребность: они чувствуют неполноту жизни, хотят приобщиться к самим себе, хотят вернуть эту самую подлинность, хотят вернуть свой подлинный человеческий объем. Человек умирает, использовав 2-3% самого себя. Это неправильно, и люди понимают это. Они чувствуют, что средства где-то рядом. И тогда им надо показать ложные средства. Они схватятся за них. Те, кто хотят, схватятся за ложные средства, а остальных надо лишить хотения.

Экзюпери когда-то говорил, что свобода – это разбудить жажду и указать путь к колодцу. Так вот, путь должен быть ложный, а жажды не должно быть. Это и есть то, с чем ведется игра в 21-м веке, игра против человека.

А игра за человека понятно в чем заключается: найти человека, который умеет отличать дерьмо от конфетки, подлинность от подделки, настоящие ресурсы личностного роста от суррогата.

Мы знаем, что чудеса существуют. Просто есть чудеса подлинные, связанные с необъятностью человеческих возможностей, и есть чудеса в виде фокусов, показываемых идиотам, чтобы они не прикасались к подлинному.

Представьте себе, что мы действительно сосредоточились бы на том, чтобы человеческий капитал в каждом отдельном человеке стал другим, – на сверхнапряженных программах образования. Однако мы занимаемся прямо обратным. Что говорит Фурсенко (министр образования)? «Дети слишком много учатся». Дети учатся в десять раз меньше, чем нужно! Если мы хотим выжить, если Россия хочет выжить, она может играть только на доске человеческого капитала. Но она для этого должна заняться человеком. Мы же многое можем! Мы просто не хотим…

http://human-crisis.blogspot.com/2011/11/blog-post_15.html
http://kurginyan.ru/publ.shtml?cmd=add&cat=2&id=15

No comments:

Post a Comment