Thursday, November 28, 2019

Прошло 100 лет, а значение Учредительного собрания абсолютно недооценено (08.07.2018)

mp3

СВЕТЕНКО: Сегодня мы поговорим о событиях 100-летней давности. 100 лет назад – это, кажется, все уже успокоилось и улеглось. На самом деле вовсе нет. 1918 год – великий и страшный был год от Рождества Христова 1918-й, как писал об этом Михаил Булгаков. И действительно как-то так получилось, что к середине лета 18-го года Республика Советов оказалась в кольце фронтов, череда восстаний – на Дону, Украина отъехала, провозгласив свою независимость, то же самое и Финляндия, в Заволжье, в Поволжье, на Урале, на Дальнем Востоке. Как так могло получиться, что завоевания революции, которые имели место зимой с 17-го на 18-й, вроде бы все улеглось, большевики повсеместно установили свою власть, и все это под знак вопроса ставится. Вот обсудим это с нашим гостем Константином Морозовым. Константин Николаевич, приветствую вас.

Ниже есть продолжение.

МОРОЗОВ: Добрый день.

СВЕТЕНКО: Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Ну, долго и много я говорил, хотя отнюдь не все перечислил из того, что проблему составляло. Поправьте меня для начала.

МОРОЗОВ: Ну, про завоевания революции, про которые вы сказали, сразу возникает вопрос.

СВЕТЕНКО: А были ли они?

МОРОЗОВ: О каких завоеваниях какой именно революции вы говорите. Потому что вы говорите про Октябрьскую революцию. А вот как раз первыми, кто стали бороться и создавать, собственно говоря, создали фактически первый восточный фронт, это были социалисты-революционеры, которые боролись за завоевания Февральской революции.

СВЕТЕНКО: Это были Комучи.

МОРОЗОВ: Это был самарский Комуч знаменитый, который собственно и ставил своей целью воссоздание власти Учредительного собрания и возвращение на путь демократии и парламентаризма.

СВЕТЕНКО: В качестве ликбеза напомню. Комитет членов Учредительного собрания, которое было разогнано большевиками 5 января 18-го года, как бы проехали и забыли. После этого Брестский мир заключен, обеспечена какая-то, так сказать, стабильность для существования советской власти. И вдруг, не угодно ли, в июне 18-го года в одном из крупных, но все-таки провинциальных центров – в Поволжье, в Самаре возникает некоторое количество членов этого собрания разогнанного и, должно быть, заслуженно забытого. Вовсе нет. Но самое интересное, ведь они в глазах вот того, кого принято считать там монархистами, белогвардейцами, золотопогонниками, это тоже какие-то если не красные, то розовые, да? Вот это вот очень интересный момент: их социальная база-то.

МОРОЗОВ: Тут важно вот что отметить, что вот это такой традиционный взгляд, который как бы в советское время устаканился, если так можно сказать, забыли, проехали. Учредительное собрание сплошь и рядом называли "учредилкой" и всегда приговаривали при этом: "Разогнали – ну и разогнали", и ничего серьезного не было, казалось бы. Но на самом деле это все не так. Вот на мой взгляд, даже хоть и прошло 100 лет, значение Учредительного собрания абсолютно недооценено. В стране сегодня прошло его 100-летие практически незамеченным, не было заседания Государственной Думы. По большому счету, под знаком Учредительного собрания прошло очень многое в гражданской войне. Это не то событие, которое можно было проскочить, не заметить, наплевать. В принципе, большевики именно так и хотели. Но обратите внимание, в советское время эта тема всегда замалчивалась, она даже в фильмах обходилась, потому что они отдавали себе отчет, что они растоптали, в общем-то, волю народа...
http://radiovesti.ru/brand/60971/episode/1840765/

No comments:

Post a Comment